Сергей Егоров, руководитель управления инвестиционных продуктов СК «Сбербанк страхование жизни»
Инвестиционное страхование жизни (ИСЖ) — финансовый инструмент для знакомства клиента с фондовым рынком. Чтобы эта первая встреча была максимально комфортной, мы советуем клиенту обратить внимание на три ключевых вопроса при заключении договора ИСЖ.
Во-первых, стоит определиться с максимальным периодом, на который готовы инвестировать средства. ИСЖ — это прежде всего продукт страхования жизни на определенный срок, поэтому забрать деньги возможно только по окончании действия программы (три--десять лет). При досрочном расторжении клиент столкнется с выкупными суммами по договору — выкупная сумма будет меньше, чем размер внесенных средств.
Во-вторых, нужно определиться с инвестиционной стратегией. При ее выборе можно посмотреть на ретроспективную доходность, но не стоит верить в ее повторение на 100%. Рынок всегда меняется, и доходность предыдущих периодов не гарантирует доходность будущих.
Самое важное при выборе стратегии — это прозрачность актива и понятность самой инвестиционной идеи для клиента. И выбирать ее стоит после того, как определен срок инвестирования. Ведь отнюдь не все инвестиции будут одинаково эффективны при коротких сроках инвестирования. Приведем пример: стратегия, основанная на росте спроса пожилых людей в Западной Европе на социальные услуги (больницы, медикаменты), в связи с общим старением населения. Такая стратегия явно не принесет заметного дохода на интервале трех лет, тогда как на десятилетнем горизонте может оказаться очень интересной нетривиальной инвестиционной идеей.
Как ни странно, но последнее, на что стоит обращать внимание,— это коэффициент участия (КУ) — параметр, который определяет, какая доля от доходности базового актива будет выплачена инвестору по продукту. Потому что КУ — это обратная величина к ожидаемой доходности актива, которая уравновешивает потенциал доходности по ИСЖ. Иными словами, может быть консервативный базовый актив с высоким КУ (200%), но меньшим потенциалом доходности или, наоборот, базовый актив с большим потенциалом роста, но меньшим коэффициентом участия (допустим, 90%).
В случае если вы уже купили страховой продукт, может возникнуть вопрос: как грамотно управлять программой? С момента появления первых продуктов ИСЖ полисы приобрели тысячи клиентов крупнейших банков и компаний по страхованию жизни. Продукт успешно развивается, и сейчас доходность по отдельным стратегиям инвестиционного страхования жизни составляет 30-35% годовых. Однако рынок часто непредсказуем, и здесь возникает естественный вопрос: как уберечь свои потенциально доходные инвестиции от всплеска волатильности, из-за которого прибыль на выходе может не оправдать ожиданий? Есть несколько правил, которые помогут сохранить будущую прибыль.
Во-первых, можно присоединить заработанную сумму к телу вложения и зафиксировать накопленный «промежуточный» инвестиционный доход. В этом случае на потенциальный доход будут также распространяться обязательства страховщика по возврату 100% вложенных клиентом средств.
Во-вторых, можно установить автоматическую фиксацию дохода в случае достижения целевого уровня (по аналогии с take profit на фондовом рынке) или при снижении его до определенного минимального значения (stop loss).
В-третьих, у инвесторов ИСЖ есть право сменить стратегию. Правда, делать это нужно осмотрительно и только посоветовавшись с консультантом. Мы не рекомендуем менять стратегию с целью убежать из падающих активов — менять стратегию лучше как раз после стадии роста.
Таким образом, благодаря гарантии возврата вложений ИСЖ может стать точкой входа в инвестиционный рынок для тех клиентов, которые раньше отвергали такие продукты из-за риска потери сбережений. Тем не менее важно не путать инвестиционное страхование жизни с депозитом. Сегодня страховщики жизни активно работают над стандартом продажи этого продукта, который может стать фактором повышения качества продаж. Уже сейчас в «Сбербанк страхование жизни» действует горячая линия — welcome-call для всех инвесторов, приобретающих ИСЖ в банке. В процессе такого телефонного интервью менеджеры страховой компании задают клиенту ряд вопросов, чтобы убедиться, что продукт понят верно. В противном случае у клиента есть «период охлаждения» — 14-дневный срок, когда он может расторгнуть договор страхования и забрать вложения без потерь.
Инвестиции в жизнь
Инвестиционное страхование жизни (ИСЖ) в прошлом году стало основным драйвером роста на рынке страхования. За минувший год частные инвесторы вложили в ИСЖ больше, чем за предшествующие три года, вместе взятые. Однако пока эти страховые продукты пользуются спросом в основном у состоятельных клиентов.