Сайентолог усомнился в эксперте
Обвиняемый в экстремизме настаивает на отсутствии в его действиях состава преступления
Лидер «Сайентологической церкви Санкт-Петербурга» Иван Мацицкий, арестованный по обвинению в создании экстремистского сообщества, обратился в Главное следственное управление Следственного комитета России (СКР) по Санкт-Петербургу с просьбой о возбуждении дела в отношении эксперта за дачу заведомо ложного заключения. На основании этого документа было возбуждено уголовное дело в отношении самого господина Мацицкого. Подследственный считает, что автор заключения не является специалистом в области социологии, религиоведения и лингвистики.
Поводом к обращению сайентолога Ивана Мацицкого в ГСУ СКР по Санкт-Петербургу стало заключение, данное в марте 2017 года кандидатом психологических наук, заведующей лабораторией политической психологии и прикладных политических исследований «Института политической психологии и прикладных политических исследований» Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина Инги Буриковой. Автор документа, являющийся специалистом социальной и политической психологии, манипуляции и защиты от манипуляции массовым сознанием, пришла к выводу о пропаганде исключительности и превосходства членов сайентологической организации. Кроме этого, госпожа Бурикова отмечает формирование сайентологами негативных установок борьбы с такими социальными группами как «подавляющие личности» и «потенциальные источники неприятностей» (ПЛ и ПИН).
По оценке специалиста, делалось это путем издания «этических приказов»: таким образом сайентологическая организация дискриминировала адептов-нарушителей, лишая их прав внутри организации и наделяя их личными негативными характеристиками.
Заключение Инги Буриковой стало основанием для возбуждения уголовных дел по ст. 282.1 УК РФ (организация экстремистского сообщества) и по ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти или вражды), в рамках которого в июне 2017 года был арестован Иван Мацицкий, которому вместе с четырьмя соратниками было предъявлено обвинение по этим статьям УК.
По версии следственной службы управления ФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленобласти, причастность фигурантов дела к экстремизму подтверждается видеозаписями проповедей, литературой, которую изъяли при обысках в офисе сайентологов и в квартирах и которая в России признана экстремистской. Разжигание ненависти или вражды выразилось, согласно материалам дела, в унижении достоинства адептов-«нарушителей». Иван Мацицкий и другие обвиняемые называли таких «потенциальные источники неприятностей» и «подавляющие личности». Следствие считает, что обвиняемые формировали в их отношении «образ врага», вынося «этический приказ», который публично оглашался.
Кроме этого, сайентологи занимались, по версии следствия, незаконным предпринимательством, что позволило им в 2013–2016 годах получить около 280 млн руб. дохода.
Адвокат Ивана Мацицкого Евгений Тонков, как и его подзащитный, оспаривает компетентность эксперта Инги Буриковой. «Эксперт может давать заключения в той области, в которой он является специалистом,— в данной ситуации это социология, лингвистика и религиоведение, а Инга Бурикова не является специалистом в перечисленных областях»,— полагает господин Тонков. Более того, адвокат заявил, что защита получила заключение специалистов, которые опровергают выводы госпожи Буриковой. «В текстах этических приказов сайентологов специалисты не нашли признаков унижения чести и достоинства, а ПИН и ПЛ не признали социальной группой»,— уточнил адвокат. По его словам, это очень важный момент для расследования: в частности, согласно уголовному законодательству, возбуждать уголовное дело об экстремистском сообществе можно в том случае, если какие-либо действия совершались в отношении социальных групп. «Уже подано ходатайство следствию о прекращении уголовного преследования по обвинению в создании экстремистского сообщества и возбуждении ненависти или вражды — в связи с отсутствием самого события преступления»,— заявил “Ъ” Евгений Тонков.
На данный момент жалоба Ивана Мацицкого, по информации “Ъ”, не поступила в ГСУ СКР, в управлении ФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленобласти отказались прокомментировать претензии Ивана Мацицкого.