Минтруд отправляет инвалидов в школу
Ведомство ищет способы стопроцентного охвата детей с ментальными заболеваниями образованием
Более половины молодых инвалидов (от 18 до 35 лет) с ментальными заболеваниями, проживающих в отделениях для молодых инвалидов детских домов-интернатов (ДДИ), не имеют доступа к образовательным услугам, так как ранее были признаны необучаемыми. В Минтруде предлагают пересмотреть заключения о «необучаемости», определить реабилитационный потенциал каждого воспитанника и «проработать модели» получения образования. Соответствующие рекомендации ведомство направило в Минобрнауки.
Более 50% инвалидов молодого возраста, проживающих в детских интернатах психоневрологического профиля, никогда не были включены в образовательный процесс, заявила на заседании рабочей группы по проработке основных подходов к реформированию деятельности психоневрологических интернатов глава департамента демографической политики и соцзащиты населения Минтруда Светлана Петрова. Заседание прошло в закрытом режиме в конце прошлой недели, в распоряжении “Ъ” есть доклад госпожи Петровой.
К категории молодых инвалидов относятся люди от 18 до 35 лет, в 18 лет воспитанники детских домов-интернатов (ДДИ) переводятся во «взрослые» учреждения — психоневрологические интернаты (ПНИ). В некоторых ДДИ открыты отделения инвалидов молодого возраста. В России функционирует более 140 детских интернатов системы социальной защиты, более 130 из которых психоневрологического профиля, еще 11 — интернаты для детей с физическими нарушениями. В этих учреждениях проживают более 20 тыс. человек.
Согласно данным Минтруда на конец 2017 года, 96% детей-инвалидов и 33% инвалидов молодого возраста, «которые проживают в детских ПНИ», получают образование. Так, 15% детей-воспитанников ДДИ учатся в детсадах, школах и профессиональных колледжах, 46% таких детей обучают сотрудники образовательных организаций на базе ДДИ, еще 35% детей — сотрудники ДДИ на базе собственных образовательных подразделений. 1% детей-инвалидов уже завершили обучение, а 3% не могут учиться по состоянию здоровья. Среди молодых инвалидов 7% учатся в школах и профессиональных колледжах, 12% обучают сотрудники образовательных организаций на базе ДДИ, еще 13% — сотрудники ДДИ на базе собственных образовательных подразделений, 13% молодых инвалидов, живущих в ДДИ, завершили обучение.
54% инвалидов молодого возраста ранее не обучались, так как «до недавнего времени считались необучаемыми».
«Причины разные, и не только объективные»,— объяснила госпожа Петрова, отметив, что Минтруд направил в Минобрнауки предложения, «отражающие особые образовательные потребности воспитанников ДДИ», и предложил учесть их в комплексном плане по организации инклюзивного общего и дополнительного образования и создания специальных условий для получения образования инвалидами на 2018–2020 годы.
Как сообщили “Ъ” в пресс-службе Минтруда, чтобы достичь стопроцентного охвата образовательными услугами воспитанников детских интернатов социальной направленности и молодых инвалидов, ранее считавшихся необучаемыми, предлагается пересмотреть выданные заключения психолого-медико-педагогических комиссий. В них отсутствуют рекомендации по обучению, имеются противопоказания к учебе или установлена отсрочка от обучения. В Минтруде также предлагают пересмотреть индивидуальные программы реабилитации и абилитации (лечебные и социальные мероприятия, направленные на адаптацию к жизни) инвалидов, изменив подходы к обучению, трудовой или профессиональной интеграции, провести работу по оценке и определению реабилитационного потенциала каждого воспитанника ДДИ и «проработать» модели получения ими дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования на базе образовательных организаций «с целью их поэтапного включения в образовательный процесс».
Член Совета при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере Елена Клочко в разговоре с “Ъ” отметила, что из 20 тыс. детей, проживающих в таких интернатах, «от 30% в небольших городах и до 50% в больших — это дети, которые попали туда вынужденно, у них есть родители, а дети оказались в интернатах, так как у них не было доступа к получению образования на местах». Госпожа Клочко напомнила, что с 2016 года вступили в силу федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья. «Первоклассники в 2016 году начали по ним учиться, но большинство тех, кто находится в ДДИ, гораздо старше тех, кто сейчас обучается сейчас третьем классе,— отметил она.— И пока совершенно непонятно, что с ними будет, так как они не попали в эти новые программы. А в ДДИ сейчас возрастной пик прибытия — это дети от 12 лет». Она также отметила, что в интернатах для детей-инвалидов дают, как правило, только дополнительное образование: «В Москве, например, есть только два учреждения лицензированы как школы восьмого вида (для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью — “Ъ”)».