Минюст не досчитался экологов
Верховный суд отказал ведомству в иске о ликвидации общественной организации
Министерство юстиции РФ потребовало в Верховном суде (ВС) ликвидировать всероссийскую общественную организацию «Общественный экологический контроль России» (ОЭКР). По мнению Минюста, организация ведет неуставную деятельность, не в состоянии подтвердить численность своих членов, а также не полностью отчиталась в финансовых тратах. Представители ОЭКР пояснили, что часть документов похищена их бывшим коллегой, что не позволяет им доказать свою правоту. ВС встал на сторону экологов и Минюсту в иске отказал.
В понедельник Верховный суд РФ рассмотрел иск Минюста РФ о ликвидации всероссийской общественной организации «Общественный экологический контроль России». Представитель Минюста РФ пояснил суду, что в 2014 году в ведомство стали поступать жалобы на деятельность организации «со стороны граждан, в том числе членов ОЭКР». В 2015 году подошел срок проведения плановой проверки, и Минюст затребовал документы. Выяснилось, что организация принимает новых членов, выбирает совет, а также проводит собрания не так, как предписано в уставе. Уставный адрес ОЭКР не соответствует действительному, а попытка внести соответствующие изменения в устав, по мнению Минюста, была неудачной, так как при выборе делегатов на съезд региональные отделения не соблюли кворум. Также у Минюста есть претензии к отчетам о расходах за два периода в 2012 и 2015 годах: платежи есть, а на что были траты — неясно. Вопросы возникли и к количеству членов ОЭКР, учет которых не велся, и к деятельности организации. «В представленных документах было написано: организация проводила всероссийский конкурс экологии, месячник “Чистая Россия — зеленая Россия”, но документов о проведении этих мероприятий нет»,— подчеркнул представитель Минюста. Не подтверждена была работа объединений волонтеров при ОЭКР. Выявленные нарушения организация за два с половиной года не устранила, хотя несколько раз просила предоставить ей время для этого, подчеркнул представитель министерства.
«Мы не отрицаем своей вины, но претензии формальны»,— заявил на суде представитель ОЭКР Дмитрий Крячков. Он считает, что Минюст не позволяет организации изменить устав без бюрократии. «Но у нас уже запланировано проведение нового съезда, и мы готовы работать с Минюстом»,— добавил господин Крячков. Представители ОЭКР несколько раз подчеркнули на суде, что председатель организации Валерий Волошин очень пожилой человек, в последнее время постоянно лежит в больницах, и из-за этого тормозится работа. Сопредседатель и один из учредителей ОЭКР Юрий Алексеев пояснил суду, что все требуемые Минюстом документы забрал их бывший коллега, который создал аналогичную всероссийскую экологическую организацию, и в ближайшее время они подадут на него заявление в прокуратуру. На вопрос судьи, почему этого не было сделано за два с половиной года, он не смог ответить, сообщив, что долгое время находился в командировках, в том числе за границей.
Господин Алексеев также рассказал суду, что сейчас ОЭКР участвует в проекте министерства промышленности Дагестана по созданию четырех мусоросжигательных заводов (меморандум о стратегическом сотрудничестве подписала, помимо ОЭКР и минпрома Дагестана, Ассоциация работников правоохранительных органов и спецслужб России). Юрий Алексеев заявил, что нашел для проекта иностранных инвесторов: «Австрийцы и американцы уже отдали техническую документацию, и 90% оборудования будет произведено на наших заводах ВПК в Дагестане. Это будет образцово-показательный кластер, и оборудование для него будет наше, а не импортное». Господин Алексеев также сообщил, что президентский грантооператор «Гражданское достоинство» в 2014 году выделил ОЭКР грант на обучение 1200 общественных инспекторов-экологов. Организация ожидает, что их эксперты смогут действовать в рамках ФЗ №219, по которому «каждое предприятие может выделить часть прибыли, чтобы составить план по ликвидации проблем в экологической сфере, и если наш эксперт это завизирует, то предприятие уменьшит налог на прибыль».
Суд счел доводы экологов убедительными и отказал Минюсту в иске о ликвидации. «Но если Минюст снова найдет нарушения, он имеет право опять потребовать их устранения»,— отметила судья Алла Назарова.
«ОЭКР создавался на базе существующих лидеров экологического движения России»,— сообщил “Ъ” господин Алексеев, но так и не смог сказать точно, сколько в организации членов. При этом из его слов следует, что ОЭКР может являться самой большой экологической организацией в России: «Когда выдвигался наш человек (Валерий Волошин.— “Ъ”) в Общественную палату, то, по некоторым данным, за него проголосовали порядка 26 или 28 тыс. человек». Господин Алексеев уточнил, что региональные организации ОЭКР ведут свой учет. Однако перечня региональных отделений на сайте ОЭКР нет. Согласно базе данных «Картотека.ру», отделения ОЭКР есть в семи регионах, в том числе в Дагестане, ЯНАО, Крыму, Краснодарском крае. Вероятно, среди оказавших поддержку кандидату ОЭКР в Общественную палату были члены общероссийского профсоюзного объединения России «Соцпроф» (по разным данным, от нескольких сотен тысяч до 1,5 млн человек), а также Трудовая партия России: первая организация, по словам господина Алексеева, «партнерствовала в создании ОЭКР», а вторая «поддерживала» организацию при ее создании. Господин Волошин является членом президиума «Соцпрофа» и одним из учредителей Трудовой партии России. Валерий Волошин окончил Тамбовское военное авиационное училище, был военным журналистом, работал в Минобороны РФ, автор художественных книг. Юрий Алексеев — член-корреспондент Российской академии естественных наук, посол по особым поручениям Республики Сан-Марино, 1-й проректор частной Академии педагогического искусства и социализации Шалвы Амонашвили, профессор Казахстанского института информационных технологий и управления, действительный член Британской академии бизнеса. Господин Алексеев также входит в руководящие органы ряда общественных организаций, помогающих ветеранам-инвалидам.
Опрошенные “Ъ” представители «Гринписа России» и WWF России заявили, что не знают такой организации как ОЭКР, и выразили сомнение в ее многочисленности. «Эта организация поддерживает политику правительства. У них нет каких-то больших проектов»,— пояснил “Ъ” источник в экологической сфере.