«Не стоит преувеличивать принципиальность западных партнеров»
Дмитрий Дризе — о сценариях развития международных отношений
США намерены поддерживать жесткую позицию по «российскому вопросу», заявила пресс-секретарь американского президента Сара Сандерс, комментируя итоги телефонного разговора Дональда Трампа и Владимира Путина. Ранее глава Белого дома поздравил коллегу с победой на выборах. Оба лидера также не исключили возможность личной встречи. Политический обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Дризе считает, что страны вполне могут помириться.
Все это походило на большой спектакль под условным названием «Где же Трамп?»: мировые лидеры в большинстве своем поздравили Владимира Путина с победой на выборах, а он — нет. И более того, американская администрация указывала, что телефонного разговора с Москвой в графике президента США нет.
Журналисты терзают Дмитрия Пескова: в чем же дело, почему так происходит? Неужели хозяин Белого дома решил занять совсем жесткую позицию, намерен игнорировать Россию или, еще хуже, переходит к открытой конфронтации? Пресс-секретарь российского главы государства подчеркнуто спокоен — мало ли, занят человек. К тому же дипломатический протокол не предусматривает обязательных личных поздравлений. У нас их столько, что просто не успеваем просматривать. Может быть, телеграмма из Америки где-то затерялась. И вообще, «утро вечера мудренее» — это ключевая фраза.
Скорее всего, Дмитрий Песков в курсе — просто подогревает интригу. Но, тем не менее, некая нездоровая пауза, что называется, повисла в воздухе. Вот уже пошли вторые сутки, а Трампа все нет. Только зловещая тема Скрипаля постоянно на слуху. И даже дипломатичная Ангела Меркель уже требует от России объяснений.
Но вот в Москве — вечер вторника, в Вашингтоне — утро. Сначала сообщения приходят со ссылкой на источник в Белом доме, затем подтверждает кремлевская пресс-служба: состоялся телефонный разговор, что важно, по инициативе американской стороны. Поздравил Дональд Трамп своего российского коллегу. Они очень плодотворно поговорили — о Сирии, об Украине, о КНДР, о перспективе личной встречи — обо всем, за исключением пресловутого инцидента в Солсбери. А позже сам Трамп в Саудовской Аравии заявляет, что положительно оценивает обещание Путина не форсировать гонку вооружений.
Резонный вопрос: что дальше? Изменятся ли отношения с Западом в лучшую сторону?
Есть оптимистичный сценарий: прошли в России выборы, увидел Запад уровень поддержки Путина и решил изменить позицию — от конфронтации к прагматичному сотрудничеству.
Трампу предстоит встреча с Ким Чен Ыном, и ему нужна поддержка России в принципиальном для себя вопросе — победить заносчивого юнца. Политическая целесообразность важнее — можно и уступить Путину. Этого, собственно, и ждут в Кремле — взаимовыгодных контактов без истерик и политизации.
Однако в такой сценарий верится с трудом — это больше похоже на спектакль или даже сказку. Утро вечера мудренее. Только что объявили Россию изгоем, и вдруг на 180 градусов изменили позицию.
Но не стоит преувеличивать принципиальность западных партнеров. Если им что–то понадобится — они даже не задумаются. Для них приоритет — собственные интересы, и лишь потом — идеалы демократии и спасение мира. Если Россия нужна для неких важных политических целей, значит, есть смысл помириться. В мире все неизбежно меняется, за редким исключением.