«Роснефть» вышла сухой из Черного моря
СП с Eni не нашло признаков нефтеносности
«Роснефть» и ее ключевой стратегический партнер итальянская Eni не обнаружили признаков притока нефти по итогам бурения первой скважины на Западно-Черноморском участке черноморского шельфа. Но «Роснефть» по-прежнему надеется открыть там месторождение.
«Роснефть» и итальянская Eni, пробурив первую поисковую скважину на Западно-Черноморском участке в Черном море, не нашли коммерческих запасов углеводородов, сообщило Reuters со ссылкой на источник. Источники “Ъ”, знакомые с ситуацией, также говорят, что компании не подтвердили нефтеносность данной зоны. Доля «Роснефти» в проекте — 66,67%, остальное у Eni.
Сама «Роснефть» описывает ситуацию так: обнаружена карбонатная структура с трещиноватым коллектором с «высокой вероятностью углеводородов».
Теперь «Роснефть» хочет провести геологическую обработку данных и «продолжить поисково-разведочные работы». Один из собеседников “Ъ” уточняет, что участок скорее может содержать проявления газа. Официально российская компания сейчас оценивает «перспективные ресурсы» участка в 575 млн тонн нефти. От дополнительных комментариев в Eni и «Роснефти» отказались.
О сотрудничестве в Черном и Баренцевом морях Eni и «Роснефть» договорились еще до присоединения Крыма и введения санкций против России — в 2013 году. После введения санкций в 2014 году большинство шельфовых СП с иностранными партнерами в РФ приостановлены — в частности, о выходе из всех проектов объявила американская ExxonMobil, с которой «Роснефть» в 2014 году пробурила скважину на своем участке в Карском море, объявив об открытии месторождения «Победа». Однако c Eni «Роснефть» в мае 2017 года подписала соглашение o расширении сотрудничества, которое закрепило договоренности.
В середине декабря 2017 года «Роснефть» и Eni начали бурение на Западно-Черноморском участке с помощью полупогружной поисково-разведочной платформы Scarabeo 9 (принадлежит итальянской Saipem). Тогда глава российской компании Игорь Сечин говорил, что ресурсная база участка может составить до 600 млн тонн нефти и порядка 100 млрд кубометров газа.
Напрямую работу с российскими компаниями на шельфе запрещают санкции США. В начале 2018 года из-за расширения этих санкций (теперь запрещают участие в проектах с РФ, где ее доля выше 33%) произошел казус: глава совета директоров Eni Эмма Марчегалья неожиданно объявила, что компания вынуждена заморозить свое участие в проекте, но затем это заявление опровергли. Собеседники “Ъ” в отрасли допускают, что из-за давления США проект в Черном море в итоге все-таки может постигнуть участь «Победы».