«России такая авантюра по всем параметрам невыгодна»
Как МИД РФ объяснил отравление Сергея Скрипаля и пристыдил иностранных дипломатов
Сегодня в здании МИД РФ собрались послы и дипломаты из нескольких десятков государств. Целью встречи, как отметили в российском дипведомстве, стало «разъяснение реальной ситуации в так называемом деле Скрипаля». Проводивший брифинг директор департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД РФ Владимир Ермаков заверил, что есть всего две реалистичные версии случавшегося в городе Солсбери с экс-полковником ГРУ, бывшим агентом британской разведки Сергеем Скрипалем и его дочерью Юлией: «Либо британские власти не способны обеспечить защиту от такого рода теракта (отравление химическими веществами.— “Ъ”) на своей территории, либо сами — напрямую или косвенно — срежиссировали нападение на российскую гражданку». Российский дипломат не раз отвечал на вопросы западных дипломатов вопросом «Вам не стыдно?», а представителю американского посольства сказал: «Обвинения в адрес России? Мы от вас их столько слышали, что нас это уже не волнует». Представителей западных посольств доводы российского коллеги не убедили.
Все флаги в гости были к ним
Машины с дипломатическими номерами начали подъезжать к зданию МИДа на Смоленской площади за час до начала брифинга. Некоторые из них были без флажков, которые обычно устанавливаются на капоте автомобилей, если в салоне находится сам посол. Корреспондент “Ъ” заметил (в порядке их прибытия) автомобили, принадлежащие посольствам: Кореи, Венесуэлы, Азербайджана, Уганды, Кении, Индонезии, Узбекистана, Исландии, Анголы, Македонии, Белоруссии, Уругвая, Иордании, Бразилии, Омана, Боснии и Герцеговины, Ирландии, Малайзии, Норвегии, Уругвая, Польши, Коста-Рики, Испании, Монголии, Чехии, Кот-д`Ивуара, Италии, Индии, КНДР, Египта, Марокко, Палестины, Бурунди, Чили, Кубы, Сирии, Люксембурга, Португалии, Саудовской Аравии и других стран.
«Формат приглашения, которое было разослано в посольства,— посол плюс один сотрудник посольства. Решение о том, участвует ли посол и берет с собой коллегу или делегирует участие другим сотрудникам посольства (не больше двух), принимается непосредственно посольством,— сообщила незадолго до встречи официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.— Некоторые, комментируя свое участие журналистам, отмечают, что будут представлены на рабочем уровне. Многие послы придут лично, но дело не в статусе, а в содержании разговора». При этом госпожа Захарова подчеркнула, что «утром уже аккредитовались 140 человек, будет еще больше».
Посол Великобритании Лори Бристоу заранее отказался от участия во встрече. Об аналогичных решениях не участвовать во встрече на уровне послов сообщили в представительствах Франции, Китая, США. Тем не менее в МИД РФ составом участников брифинга остались довольны. Представители западных посольств (пусть и не послы) на Смоленскую площадь все-таки пришли.
«Выбегать на базарную площадь и визгливо покрикивать»
Поприветствовав собравшихся, директор департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД РФ Владимир Ермаков отметил: «Ситуация неординарная. Требуется безотлагательное, высокопрофессиональное и неполитизированное обсуждение». После этого дипломат сообщил, что МИД подготовил памятную записку, призвав как можно быстрее «передать ее в столицы». А затем он пересказать ее основные тезисы, повторив то, что до этого говорили другие представители МИДа и Кремля.
«Ни одна из версий, которые мы услышали, не выдерживает критики. Россию начинают истерично обвинять и почему-то требовать от нее каких-то объяснений,— заявил дипломат.— Есть два варианта: либо британские власти не способны обеспечить защиту от такого рода теракта на своей территории, либо они сами — напрямую или косвенно, я никого не обвиняю,— срежиссировали нападение на российскую гражданку. Третьего не дано».
Напомним, 4 марта экс-полковник ГРУ, бывший агент британской разведки Сергей Скрипаль и его дочь Юлия подверглись в Солсбери воздействию нервно-паралитического вещества.
Чем известен Сергей Скрипаль
Премьер Великобритании Тереза Мэй сочла «весьма вероятным, что ответственность за покушение несет Россия». «Господин Скрипаль и его дочь были отравлены нервно-паралитическим веществом военного происхождения, разработанным в России. Оно известно под названием "Новичок"»,— сообщила премьер, добавив, что «у российских властей есть опыт устранения людей при помощи отравляющих веществ». При этом она отметила, что российские власти могли «утратить контроль» над примененным веществом.
Стенограмма выступления Терезы Мэй в парламенте Великобритании
Между тем Владимир Ермаков на брифинге заверил: «Россия к этому абсолютно непричастна хотя бы по одной простой причине: для России такая авантюра просто недопустима, она по всем параметрам нам невыгодна». «Все очевиднее становится, что нападение на Скрипалей — это, скорее всего, очередная грубо сфальсифицированная авантюра»,— добавил он.
Господин Ермаков несколько раз повторил, что «Россия никого ни в чем не обвиняет». «У нас нет такой манеры — кого-то в чем-то беспочвенно обвинять,— заявил он.— Не хотелось бы выстраивать конспирологические схемы — мы этим точно заниматься не будем». Между тем дипломат не удержался от фразы о том, что «вся эта грязная возня вокруг Солсбери могла быть срежиссирована из-за океана».
По словам российского дипломата, «набор вопросов к Британии растет и расширяется». «И ни на один из них мы ответа не получили. Нет ясности по главному для нас вопросу: что произошло на территории Британии с двумя российскими гражданами? Пока британские коллеги в своих показаниях очень сильно путаются. Уж слишком много у них нестыковок»,— заверил он. После чего выразился метафорично: «Можно выбегать на базарную площадь и визгливо покрикивать, что кто-то на тебя напал — виновник этого понятен, но он где-то за тридевять земель. Но это не из области политики. Это больше похоже на очередной низкопробный триллер, которыми нас в избытке снабжает кинематограф». «Зачем весь этот сюрреализм переносить в реальную политику, в реальные межгосударственные отношения?» — обратился к залу российский дипломат.
Он напомнил, что Москва предложила британской стороне провести совместное расследование, чтобы выявить виновных в инциденте в Солсбери. Но ответ так и не получила.
«Средства сомнительного и незаконного характера»
После Владимира Ермакова на брифинге выступил начальник войск радиационной, химической и биологической защиты Игорь Кириллов. Он также не стал напрямую назначать виновных в отравлении Сергея Скрипаля, но всячески подводил аудиторию к нужным выводам. «Начиная с 1970-х годов в Западной Европе проводились программы по разработке отравляющих веществ нового поколения. Великобритания являлась и является одним из государств, осуществляющих реализацию данной программы, и имеет колоссальный опыт и знания в разработке подобных веществ»,— заявил он. И добавил: именно Великобритания является разработчиком, запатентовавшем в 1962 году «производство фосфорорганических отравляющих веществ типа VX», патент на которые впоследствии был продан США.
При этом Вашингтон подвергся критике за то, что «до настоящего времени не уничтожил свой арсенал химического оружия, ссылаясь на нехватку средств». «Неужели страна с самым большим оборонным бюджетом не способна выделить денежные средства и использовать надлежащим образом обязательства по конвенции?» — задал Игорь Кириллов риторический вопрос.
Военный также обратил внимание на лабораторию Портон-Даун, «расположенную по счастливой случайности в нескольких километрах от города Солсбери». «Общеизвестным (и признанным в 2006 году правительством Великобритании) фактом является проведение страной экспериментов на Рональде Мэдисоне и 360 иных гражданах с целью изучения боевого действия отравляющего вещества зарин на человека. До настоящего времени лаборатория Портон-Даун является сверхсекретным объектом, официально в списке деятельности которой значатся не только работы по утилизации старых образцов химического оружия, но и проведение экспериментов под предлогом выработки защитных мер от воздействия химического и биологического оружия»,— рассказал представитель Минобороны.
После этого военный неожиданно связал события в Солсбери с «ранее осуществленными провокациями в Восточной Гуте» (Сирия). «Возникает однозначный вывод о том, что страны Запада с целью дискредитации Российской Федерации и законного правительства готовы использовать любые методы и средства сомнительного и незаконного характера»,— пояснил он.
«Авторы провокации», по словам Игоря Кириллова, могли воспользоваться книгой «Государственные секреты: хроники инсайдера» о российской программе химоружия. В ней была опубликована формула вещества, которое Великобритания именует «Новичок», а также подробно описаны процессы синтеза данного вещества. Господин Кириллов отметил, что автор книги живущий в США Вил Мирзаянов «работает на правительство США». А еще, как не преминул отметить представитель Минобороны РФ, господин Мирзаянов «неоднократно подписывал обращения (под лозунгом.— “Ъ”) "Путин должен уйти"».
Сам Вил Мирзаянов в интервью «Ъ FM» не исключил возможности того, что химический агент был создан по формулам именно из его книги. Отвечая на вопрос, кто мог создать такой препарат, он сказал: «Понимаете, это сделать способны только державы, которые имеют научно-технический потенциал и школу, конечно. Русской школе более 80 лет, в Германии — 100 с лишним лет. Они давно этим занимаются. Англия, естественно, тоже — они собаку съели на этом деле».
Хоть немножко оторвитесь от русофобии и островного мышления!»
Следующим пунктом программы брифинга стали вопросы из зала. Представитель посольства Словакии первой взяла слово, обратив внимание на слова Марии Захаровой, что источником происхождения химиката, которым отравили Сергея и Юлию Скрипаль, могут быть страны, которые «примерно с конца 1990-х годов, в том числе по настоящее время, проводят интенсивные исследования веществ из проекта "Новичок"». В числе этих стран она назвала Великобританию, Словакию, Чехию, Швецию.
Владимиру Ермакову пришлось извиняться за эти слова. «Словакию назвали как часть Чехословакии. Мы проверили наши данные. Это в Чехословакии был высокий потенциал химико-технологических разработок. Как-то случайно, по нашему недосмотру в ряду этих стран была названа не только Чехия, но еще и Словакия. Приносим извинения. Но и в адрес Чехии у нас никаких претензий нет»,— заявил дипломат. Позднее представительница шведского посольства также назвала «неприемлемыми обвинения, озвученные МИДом». «Если вы нашли в выступлении нашего директора какие-то обвинения в адрес Швеции, то я готов извиниться перед вами. Никаких обвинений в адрес Швеции точно не было»,— заверил Владимир Ермаков.
Представитель Франции выразил обеспокоенность в связи с «первым использованием химоружия на территории Европы со времен Второй мировой войны», а также заявил, что Париж полностью поддерживает позицию Лондона. «Ну молодцы. Мы понимаем, что вас заставили это сделать. Но зачем об этом здесь говорить? Какое-то болезненное проявление солидарности в рамках НАТО и ЕС»,— прокомментировал выступление господин Ермаков.
Особенно острую реакцию же у него вызвали речи представителей посольств Британии и США. «Вместо того чтобы продемонстрировать ту смелость, на которую мы надеялись, Россия продолжает прежнюю тактику, отрицая ответственность (за события в Солсбери.— “Ъ”), отвлекая внимание и дезинформируя»,— заявил американский дипломат. Ведущий брифинга засмеялся и парировал: «Интересно, какую оценку дали бы американские юристы вашему выступлению?» После этого он призвал Вашингтон высказать «слова солидарности с сербским народом, пострадавшим от натовских бомбардировок». Припомнил он и малайзийский Boeing, сбитый над Донбассом 17 июля 2014 года: «У вас появились данные причастности России до того, как Boeing упал на землю. Вы об этом забыли? Вам не стыдно?» Свой ответ российский дипломат завершил следующими словами: «Обвинения в адрес России? Мы от вас их столько слушали, что уже нас это не волнует».
Пристыдить господин Ермаков попытался и представителя британского посольства, повторившего основные тезисы правительства Терезы Мэй: «Нам говорят: "Мы видим, что Россия напала на Британию". Во молодцы-то! И говорят, что Россия что-то им должна. Что у них в голове-то творится? Мы не понимаем. И уж точно предоставлять Британии ничего не должны». Владимир Ермаков продолжил: обвинения в использовании «каких-то "новичков", "старичков", "дурачков" — это терминология британских сериалов». «Неужели вам не стыдно в присутствии послов говорить об этом? Просто смешно. Мне обидно за британскую дипломатию. Вы посмотрите, чем Россия занимается. У нас другие цели и задачи в мире. Немножко хоть оторвитесь от русофобии, островного мышления! Мне просто стыдно становится за вас, когда это слышишь»,— заявил модератор брифинга.
Как нарастали проблемы в российско-британских отношениях
Позицию России из выступавших дипломатов поддержали двое — первый советник посольства Сербии в России Ранко Павлович и венесуэльский посол Карлос Фариа. Господин Павлович вспомнил, что его страна «терпела такую же истерику нападений со стороны стран Запада в 1990-е годы». «Было много фейков, лжи»,— заявил он, после чего вспомнил происшедшие в 1994 и 1995 годах взрывы снарядов в Сараево на городском рынке Маркале. «Мусульмане бомбили сами, а обвинили сербов»,— отметил Ранко Павлович. Позднее слово взял представитель Боснии и Герцеговины, призвав не проводить в данном случае таких аналогий. «С пониманием относимся к таким просьбам. Слава богу, что здесь не затронут конфликт между Северной и Южной Кореей. А то мы могли бы еще часа на три здесь задержаться»,— ответил Владимир Ермаков.
Венесуэльский посол же заявил: «Мы поддерживаем то, как советское... российское правительство хочет решать проблему». Он обрушился с критикой на тех, кто «хотел помешать выборам в России», а также «блокировать футбольные соревнования (чемпионат мира-2018.— “Ъ”)».
«Мы за последнее время привыкли к очень болезненным ударам в наш адрес со стороны коллег из США и Британии. Сейчас даже Франция начинает проявлять непонятные телодвижения. Мы на них уже практически не реагируем»,— резюмировал Владимир Ермаков. При этом он не упустил еще одну возможность обратиться к США, отметив: «Понятно, что 1990-е годы, когда практически все решалось в Вашингтоне (да и у нас в руководстве страны и МИДа стояли люди, которые и мысли не допускали наперекор тому, что говорят в Госдепартаменте), ушли безвозвратно».