Юрист не выдержал нефтепереработки
Николай Егоров продает долю в Антипинском НПЗ
Как стало известно “Ъ”, однокурсник Владимира Путина юрист Николай Егоров, который владеет 20% в Антипинском НПЗ (входит в группу New Stream), планирует продать долю — полностью или оставив лишь небольшой пакет. Уже обсуждается сделка с одним из мажоритариев НПЗ, экс-владельцем «Итеры» Игорем Макаровым, но его не устраивает цена: по данным “Ъ”, господин Егоров хочет получить за 15% в НПЗ $75 млн. Отраслевые аналитики скептически оценивают сделку, считая, что сейчас не лучшее время для покупок в нефтепереработке.
Совладелец Антипинского НПЗ (входит в группу New Stream) Николай Егоров хочет продать 15% в нем, снизив долю до 5%, рассказали два источника “Ъ” в отрасли. Другой собеседник, близкий к акционерам НПЗ, утверждает, что господин Егоров готов полностью выйти из бизнеса. Совладельцы New Stream Дмитрий Мазуров и Игорь Макаров (экс-владелец «Итеры», сейчас ему принадлежит группа «Арети») владеют по 40% в НПЗ через кипрскую VIkay Industrial ltd. В New Stream подтвердили “Ъ” планы Николая Егорова продать долю, уточнив что «переговоры продолжаются». От подробных комментариев в New Stream и «Арети» отказались. Представитель господина Егорова не ответил на вопросы “Ъ”.
Николай Егоров, соучредитель адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» и однокурсник президента Владимира Путина, вошел в совет директоров Антипинского НПЗ в 2008 году. Сам завод с нуля строился с 2004 года. Как рассказывали источники “Ъ”, господин Егоров хорошо знаком с главой Сбербанка (основной кредитор Антипинского НПЗ) Германом Грефом и «помогает клиентам банка, оказавшимся в сложных ситуациях». Также Николай Егоров владеет долей в подмосковном Загорском трубном заводе, в декабре досрочно получившем аккредитацию поставок «Газпрому», и проблемном ОФК банке, куда ЦБ 21 марта ввел временную администрацию.
Антипинский НПЗ (мощность переработки 9 млн тонн нефти) — крупнейший актив New Stream, владеющей также Марийским НПЗ, долей в Афипском НПЗ, добычными лицензиями в Оренбургской области и терминалом в Мурманской области. Выручка АО «Антипинский НПЗ» за 2016 год по РСБУ снизилась на 5%, до 147 млрд руб., краткосрочные обязательства на конец 2016 года — 139 млрд руб., чистая прибыль — 1,2 млрд руб. Компания хронически не платит дивиденды, а Николай Егоров, вероятно, решил выйти из актива с прибылью, замечает один из источников “Ъ”. По данным New Stream, выручка самой группы в 2016 году — $3,1 млрд, EDITDA — минус $69 млн, чистый долг $2,5 млрд.
По словам одного из источников “Ъ”, переговоры о продаже доли идут с конца 2017 года, Николай Егоров оценивает 15% завода в $75 млн, то есть весь НПЗ с учетом долга — в $500 млн. Источник “Ъ”, знакомый с планами господина Егорова, отмечает, что еще нет четкого понимания, куда пойдут вырученные от сделки средства, но «ситуация с ОФК-банком, очевидно, доставляет дискомфорт».
Предполагается, что доля в НПЗ будет продана одному из совладельцев, но, добавляет собеседник “Ъ”, цена очень высока и «покупатель не готов платить столько денег». Покупатель, по его данным,— Игорь Макаров, который сам только в 2017 году приобрел 50% в New Stream. Другой источник “Ъ” утверждает, что сделка «застопорилась и не состоится с большой вероятностью». Еще один собеседник “Ъ” уточняет, что есть договоренность равноправного участия мажоритариев в НПЗ — после сделки с Николаем Егоровым предприятие перешло бы под контроль Игоря Макарова. Карен Дашьян из Advance Capital отмечает, что у завода значительные долги, а миноритарный пакет неликвиден и не имеет никаких прав, так что переговорная позиция «Арети» сильнее, чем у Николая Егорова. Цену $75 млн за эту долю он считает «достаточно высокой», она может быть адекватной, только если продавец инвестировал в развитие НПЗ (информации об этом нет).
Андрей Полищук из Райффайзенбанка считает, что сейчас не лучшее время для сделок в нефтепереработке: «Рентабельность НПЗ на довольно низких уровнях из-за налогового маневра и сдерживания цен на бензин внутри страны». Более того, добавляет аналитик, в НПЗ могут потребоваться существенные инвестиции на модернизацию, а учитывая цель правительства на низкую инфляцию, не стоит ждать ощутимого роста цен на бензин.