Владимир Путин и «Новичок»

Обозреватель “Ъ” Сергей Строкань о звонке Дональда Трампа в Кремль

Звонок в Кремль президента Трампа, поздравившего Владимира Путина с победой на выборах 18 марта, стал главной международной сенсацией последних дней, заставляющей по-новому посмотреть на перспективы, казалось бы, безнадежно испорченных отношений между Россией и Западом. По сообщениям американских СМИ, Дональд Трамп взял в руки телефонную трубку, несмотря на то что на подготовленных для него материалах по российским выборам крупными буквами было написано «DO NOT CONGRATULATE» («НЕ ПОЗДРАВЛЯТЬ»).

Что нужно знать об итогах президентских выборов

Смотреть

Обозреватель “Ъ” Сергей Строкань

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Даже если история про не послушавшего своих советников Дональда Трампа — это вымысел, принципиально это ничего не меняет. Не вызывает сомнения, что решение позвонить в Кремль всего через два дня после выборов потребовало от Дональда Трампа проявить характер и немалую политическую волю, учитывая преобладающее в Америке крайне негативное отношение лично к Владимиру Путину, а также то место, которое занимает российская тема сегодня в политике США.

Звонок Дональда Трампа стал двойной сенсацией, учитывая, что два президента вернулись к давно забытой теме новой российско-американской встречи в верхах, которая, как еще недавно казалось, в обозримом будущем вряд ли возможна.

Ранее Владимира Путина поздравили неформальные лидеры Евросоюза — канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Эмманюэль Макрон. Причем канцлер Меркель напомнила, что «сегодня как никогда важно продолжать диалог и поддерживать отношения».

Примирительные жесты западных политиков приобретают особый вес, учитывая, что новый президентский срок Владимира Путина начинается с еще одного полномасштабного кризиса в отношениях с Западом.

С легкостью победив на выборах 18 марта, на внешнем фронте Владимир Путин теперь вынужден сражаться с неизмеримо более трудным и опасным противником.

Речь о новом жупеле «российской угрозы», который на Западе проходит под кодовым названием «Новичок» — по имени нервно-паралитического вещества, которое было использовано в покушении на Сергея Скрипаля и его дочь в Солсбери.

Не случайно первый вопрос, заданный Владимиру Путину журналистами в ночь после выборов, касался уже не Крыма, Украины и Сирии, а «Новичка». Ответ Путина, напомнившего корреспонденту Euronews, что «мы все наше химическое оружие уничтожили под контролем международных наблюдателей», не успокоил страсти. Генсек НАТО Йенс Столтенберг потребовал от России «полностью раскрыть Организации по запрещению химического оружия все данные по "Новичку"».

Возникает вопрос: что дальше? Сценариев два.

Первый — стороны продолжают «войну слов». Но тогда надежды на то, что новый шестилетний срок Владимира Путина принесет нормализацию отношений с Западом, будут похоронены. Россия, которая надолго станет «осажденной крепостью», будет вынуждена реализовывать мобилизационный сценарий, чтобы противостоять «коллективному Западу» как внешнему врагу.

В свою очередь, Запад, вернее, та его часть, которая не спешит играть на обострение, будет вынуждена записать новый президентский срок Владимира Путина в очередные потерянные шесть лет для отношений с Москвой.

Вывод: нужно срочно начать диалог с подключением ведущих специалистов, способных разобрать ситуацию с «Новичком» по полочкам. Это и есть второй сценарий. Какими бы ни были школьные оценки по химии у мировых лидеров, речь идет о весьма специфической области, когда приблизительные рассуждения безответственны и опасны. До получения вывода специалистов нужно набраться терпения, чтобы ситуация не прошла точку невозврата.

Для Москвы, которую заочно пытаются записать в виновные, задача выглядит еще более сложной, чем в начале украинского кризиса, когда российская дипломатия большими буквами начертала на своем щите, повернутом к Западу, заветное «Крым наш».

Сегодня старые претензии Запада к России по Крыму не сняты, но к ним прибавились новые. В итоге не стершуюся надпись «крымской весны» придется расширить: «Крым наш. А "Новичок" — нет».

Вся лента