Формула «4 на 4»
Льюис Хэмилтон и Себастьян Феттель поспорят за звание пятикратного чемпиона мира
В воскресенье в Мельбурне стартует 69-й чемпионат мира «Формулы-1». Впервые в истории битву за титул поведут сразу два четырехкратных чемпиона мира — Льюис Хэмилтон из Mercedes и Себастьян Феттель из Ferrari. По большому счету их противостояние будет сражением за звание гонщика поколения. Больше шансов, как считают специалисты, у Хэмилтона. Впрочем, до того как команды покажут себя в деле, утверждать что-то с достаточной уверенностью непросто. Внимание российских болельщиков, безусловно, будет приковано и к Сергею Сироткину, которому предстоит доказать, что Williams, подписывая с ним контракт, руководствовался не только финансовыми соображениями, а действительно разглядел в 22-летнем гонщике большой талант.
Болельщики и специалисты ожидают, что в очередном, 69-м чемпионате мира «Формулы-1» развернется борьба за право называться лучшим гонщиком поколения. Ничего удивительного, если учесть, что впервые в истории в борьбу за титул, причем реальную, вступят сразу два четырехкратных чемпиона мира — Льюис Хэмилтон и Себастьян Феттель.
Если отталкиваться от мнения букмекеров, то бесспорным фаворитом в гонке за повторение достижения Хуана Мануэля Фанхио, в 50-е годы прошлого века выигравшего пять чемпионатов и на протяжении десятилетий, вплоть до вспышки Сверхновой, по имени Михаэль Шумахер (немец за свою карьеру успел выиграть семь чемпионатов), остававшегося рекордсменом по числу титулов, является Хэмилтон. Так, William Hill принимает котировки на его триумф с коэффициентом 1,73 против 4,50 на успех Феттеля. Далее с заметным отставанием идут гонщики Red Bull Макс Ферстаппен и Дэниел Риккардо — они котируются с коэффициентами 7,0 и 11,0 соответственно. Вровень с Риккардо стоит и второй номер Mercedes Валттери Боттас. Ну а дальше, через пропасть, все остальные.
Вера букмекеров в то, что Хэмилтону удастся отстоять титул, только на первый взгляд кажется чрезмерной. Да, в межсезонье немало говорилось о том, что техническое превосходство Mercedes уже не так заметно, как раньше, представители команд, как, впрочем, всегда, рапортовали о том, что достигли значительного прогресса в улучшении своих машин. Но ведь то же самое они говорили и перед началом прошлогоднего первенства. Для Хэмилтона старт чемпионата-2017 действительно был непростым, но в итоге британец досрочно, за две гонки до конца первенства, стал чемпионом. Причем в прошлом году изменений в регламенте было гораздо больше, чем в этом. И эти изменения, как показывает практика, часто являются катализатором смены лидера. Так было, например, с Red Bull, который с 2010 по 2013 год усилиями Феттеля неизменно выигрывал чемпионаты мира, а вот уже начиная с 2014-го, когда в «Формулу-1» пришли турбомоторы, «быкам» пришлось уступить пальму первенства Mercedes.
В этом сезоне из заметных изменений в регламенте стоит отметить разве что внедрение призванного защитить голову гонщика каркаса безопасности, именуемого Halo, да снижение количества двигателей, разрешенных к использованию за сезон, с четырех до трех. Но это явно не те новшества, которые способны кардинально изменить расстановку сил в серии.
В своей победе, похоже, уверен и сам Льюис Хэмилтон. За его высказываниями о том, что «Формуле-1» не хватает этнического и расового разнообразия (гонщика удручает то, что он так и остается единственным темнокожим гонщиком в серии), не слишком заметны были слова о том, что он как никогда нацелен на победу. «Прошлый сезон был потрясающим, и сейчас у меня есть ощущение, что он не заканчивался, что в Мельбурне он просто продолжится. Это касается и состояния машины (ее готовность подтвердили тесты в межсезонье.— “Ъ”), и моего отношения к работе: я по-прежнему на пике формы»,— заявил британец. Примечательно, что Феттель в высказываниях куда осторожнее. Он говорит о том, что Ferrari образца 2018 года «хорошая база для погони за титулом». Так что не стоит удивляться, если чемпионат 2018 года будет очень похож на прошлогоднее первенство, по ходу которого в битву Mercedes и Ferrari время от времени вмешивался Red Bull, что общего вектора развития противостояния не меняло.
Если отвлечься от сражения за титул и посмотреть на команды второго эшелона, то у российских болельщиков заметный интерес будет вызывать Сергей Сироткин. По крайней мере на первых порах. А времени у 22-летнего спортсмена, который после того, как Red Bull решил порвать отношения с Даниилом Квятом, будет единственным боевым гонщиком от России в «Формуле-1», на то, чтобы доказать, что в топ-серии он выступает по праву, не так уж и много.
Сироткин, напомним, стал гонщиком Williams — команды со славной историей, но уже давно не радующей своих поклонников, по окончании прошлого сезона. В Williams выбирали между Сироткиным и куда более раскрученным Робертом Кубицей и в итоге отдали предпочтение российскому гонщику, после чего публика, в основном британская, навесила на Сироткина довольно обидный ярлык «рента-драйвера».
По неофициальным данным, место за рулем Williams Сироткин действительно получил благодаря своему спонсору SMP Racing, подконтрольному предпринимателю Борису Ротенбергу. Утверждалось, что за сезон участия Сироткина в гонках Williams получит от SMP Racing €15 млн, или примерно по €715 тыс. за гонку. Отметим, что чемпион мира 2016 года Нико Росберг, после ухода из гонок ставший менеджером Кубицы, предлагал Williams по €1 млн за гонку. Правда, контракт он был готов подписать только на семь этапов (на большее не хватало денег), рассчитывая, что успешное выступление его подопечного привлечет новых спонсоров. В Williams, как уже было сказано, остановились на варианте с Сироткиным, но при этом руководитель команды Клэр Уильямс настаивает на том, что деньги не были главным фактором, обеспечившим победу Сироткину. Госпожа Уильямс не отрицает, что гонщики ее команды приводят с собой спонсоров, но не видит в этом ничего особенного. В любом случае, отметила Клэр Уильямс, во главу угла при выборе нового гонщика никогда не ставятся только деньги.
К слову, Williams не привыкать к тому, чтобы отбиваться от обвинения в торговле местами за рулем машин. Еще один гонщик команды, Лэнс Стролл, в прошлом году въехал в «Формулу-1» верхом на кошельке своего отца — канадского миллиардера Лоуренса Стролла, который потратил на продвижение отпрыска не менее €80 млн. И ведь уже в 2017-м Стролл-младший порадовал родителя, став третьим на Гран-при Азербайджана.
При этом опыта у Сироткина не намного меньше, чем у Стролла. Ведь россиянин варится в «околоформульной» кухне уже почти пять лет. Еще в 2013-м он получил статус тест-пилота Sauber, потом выступал в GP2, позже был тест-пилотом команды Renault. Так что ему вполне по силам бороться за места, приносящие очки, если, конечно, это позволит сделать машина. Тут стоит отметить, что Williams в рейтинге аутсайдеров William Hill идет третьим — котировки на то, что команда станет последней в Кубке конструкторов, принимаются с коэффициентом 5,0. Хуже котируются только Sauber (2,25) и Toro Rosso (4,33).