Вертикаль — удобная мишень для снежков
Андрей Перцев о том, как управленческие изыски спровоцировали протесты в Волоколамске
Жители Волоколамска надавали подзатыльников главе Волоколамского района Подмосковья Евгению Гаврилову и пригрозили ему более изощренными карами, которые, могли бы воплотиться в жизнь, если бы чиновник под защитой крепких парней спешно не ретировался в больницу. Досталось и губернатору Андрею Воробьеву — его закидали снежками за то, что глава области предпочел общаться с журналистами, а не с народом. В упомянутую выше больницу привезли несколько десятков детей с признаками отравления: жители заподозрили, что всему виной свалка «Ядрово», которая уже давно отравляет воздух в районе. Не так давно в городе с населением 20 тыс. человек собрался митинг численностью по разным оценкам от 3 тыс. до 5 тыс. человек. Акцию посетила тогда еще кандидат в президенты Ксения Собчак, которая пообещала решить проблему. Что-то подобное посулил гражданам и Андрей Воробьев. На свалке с 7 марта был введен режим чрезвычайной ситуации, но грузовики с мусором продолжили заезжать на ее территорию, и люди это видели.
Главное о «мусорном скандале» в Волоколамске
Конечно, волоколамский протест, который уже прославился в интернете на всю страну, прежде всего протест социальный. Но доля политического недовольства в нем тоже очень велика. Россиян увлекла картина, когда чиновник в прямом смысле получает по заслугам — примерно так же широко распространялась новость, что в одном из городов жители линчевали депутата (город правда, оказался украинским Николаевом). В общественное настроение и запрос такие вести вписываются. Но не случайно страдающий от справедливого народного суда чиновник материализовался в Подмосковье.
Система управления регионом, которую выстроил Андрей Воробьев, изначально предполагала такой сбой. Эпизод со свалкой — кульминация давней истории политического протеста в Волоколамске. В 2013 году Воробьев назначил главой района выходца из Рузы Евгения Гаврилова, чиновника без публичного политического опыта. Назначению сопротивлялись даже местные единороссы. Голосование прошло скандально, с жалобами на административный ресурс и фальсификации. Даже при этом результат Гаврилова перевесил показатели его главного противника коммуниста Петра Лазарева только на 10%. В 2015 году Мособлсуд распустил нелояльный главе района горсовет Волоколамска. В 2016 году выборы мэра Волоколамска выиграл Лазарев.
Что известно о мусорном полигоне «Ядрово»
Свалка относится не к городу, а к району, и протестно настроенные жители это прекрасно понимают. На видео потасовки с Гавриловым местные мужики прямо говорят ему: «Зачем приехал?», «Мы тебя не выбирали». Ничего толкового Гаврилов ответить им не может, он просто убегает под прикрытием за двери больницы. Соответственно, люди хотят услышать ответ от губернатора, раз более близкая местная власть молчит. Тем более что муниципальные чиновники фактически назначаются администрацией области.
Протестные настроения в районе были очевидны еще в 2014 году, однако региональные власти гнули свою линию, и конфликт только разрастался.
Система управления регионом, выстроенная губернатором Подмосковья, не прошла стресс-тест, более того, она стала одной из причин протеста. С самого начала работы Воробьев начал бороться с кланами, которые контролировали районы и отдельные города и села. Метод был один — на посты руководителей назначались «варяги», как правило, из других районов области. Так произошло в Волоколамском районе, Балашихе, Королеве, Талдомском, Озерском Солнечногорском, Ленинском районе, Химках и других муниципалитетах. Выборы руководителей районов и крупных городов в регионе после муниципальной реформы 2014 года были повсеместно отменены, так что назначать своих людей губернатору не составило труда. Андрей Воробьев на этом не остановился. В области начался процесс укрупнения — губернатор объявил о планах превратить все районы в городские округа с единым управлением. Если раньше в каждом районе были города и села со своими главами и советами депутатов, то в результате реформы они упразднялись. Территорией теперь управляет администрация нового городского округа с одним назначаемым сверху главой и одним советом депутатов. Всего таких преобразованных районов больше 20. Власть в этом случае в прямом смысле отдалилась от народа — если раньше в городке или селе, которые находятся в 20–30 км от райцентра были свои чиновники и депутаты, к которым можно было прийти и пожаловаться, то теперь управление сосредоточено в центре единого округа, до него теперь не добраться. Часть районов укрепляли с боем, давили на депутатов, завозили участников общественных слушаний. Где-то муниципалитеты и жители до сих пор сопротивляются, например, в Талдоме.
Открытое недовольство жителей Волоколамска главой района либо нежелание граждан других муниципалитетов укрупняться областные власти в расчет не принимали. Бурчат что-то и ладно, будем продолжать строить вертикаль — это была сознательная политика. Вертикаль Андрей Воробьев действительно построил и замкнул на себя. Его назначенцы, кажется, люди неглупые, хотя и плохие политики — они поняли расклад. Если все замкнуто на губернатора, то на него все удобно и валить, что муниципальные руководители и делают: сами мы люди маленькие, все решается наверху.
Возможно, вертикальная схема бы сработала в случае с удачными назначениями, а главное — с акцентом, что ответственность за происходящее в регионе и муниципалитете несет не один губернатор, а и местный руководитель. Этого сделано не было. Воробьев сам нарисовал на себе мишень для снежков — назначил себя ответственным, так отвечай, раз твои люди не могут.
Реакция администрации Подмосковья пока выглядит не самой адекватной. Одиозный глава района до сих пор не уволен. Жителям пообещали вывезти детей и установить в городе некие датчики загрязнения воздуха. Заодно стала раскручиваться версия о том, что протесты умело срежиссировали противники губернатора — удобно и ответственности нести не надо. На ситуацию можно посмотреть шире. Во многих российских регионах работают губернаторы-«варяги», избранные в максимально комфортных условиях при помощи муниципального фильтра. Далеко не все они имеют опыт публичной политики. В Волоколамске мы увидели, как на таких спущенных сверху назначенцев реагирует население. Правда, в случае губернаторов они будут спрашивать с того, кто повыше.