Дивный чистый "Мир"
Как ювелиры стали ответственнее
Алмаз "Мир" весом 706 карат, который приобрела компания Graff Diamonds
Фото: Courtesy of Graff
Браслет Chopard Green Carpet, белое золото сертификации Fairmined, бриллианты (16,62 карата)
Кольцо Chopard Green Carpet, белое золото сертификации Fairmined, бриллианты огранки "маркиз" (2,8 карата)
Серьги Chopard Green Carpet, белое золото сертификации Fairmined, бриллианты огранки "маркиз"
Подвеска Chopard Green Carpet, белое золото сертификации Fairmined, бриллианты огранки "маркиз" (5,6 карата)
Серьги Chopard Green Carpet, белое золото сертификации Fairmined, бриллианты огранки "груша" (13,49 карата), бриллианты круглой огранки (4,21 карата) и бриллианты огранки "маркиз"
Брошь Chopard Green Carpet, белое золото сертификации Fairmined, бриллианты огранки "маркиз" (5,59 карата)
Браслет Chopard Green Carpet, белое золото сертификации Fairmined, бриллианты огранки "маркиз" (8,2 карата)
В первый день главной ювелирно-часовой выставки Baselworld 2018 ювелирный дом Chopard сделал сенсационное заявление: к июлю 2018 года он планирует стать первой компанией, которая производит все украшения и часы из "этически чистого" сырья. Закупать золото Chopard намерен только у производителей — членов швейцарской ассоциации Swiss Better Gold Association (SBGA), которые ведут добычу с соблюдением социальных и экологических норм, и тех, кто соблюдает стандарт по отслеживанию цепочки поставок (Chain-of-Custody Standard, CoC) Совета по ответственной ювелирной практике (Responsible Jewellery Council, RJC). Хочется верить, что это заявление приведет к серьезным переменам во всем ювелирно-часовом мире.
Дом Chopard — самый давний клиент консалтинговой компании Eco Age, которую в 2007 году основала Ливия Ферт, супруга актера Колина Ферта, чтобы помогать модным маркам с разработкой экостратегий. Именно она начала движение Green Carpet Challenge, к которому впоследствии присоединились многие голливудские знаменитости. Участники движения появляются на красной ковровой дорожке только в нарядах и украшениях, изготовленных из экологичных материалов социально ответственными брендами. Проект Ливии Ферт и Chopard под названием The Journey to Sustainable Luxury ("Путешествие к социально ответственной индустрии люкса"), цель которого — привлечь как можно больше компаний к этически и экологически ответственной добыче металлов и камней для ювелирных украшений, стартовал в 2013 году: на Каннском кинофестивале они представили первую коллекцию "Зеленая ковровая дорожка" (Green Carpet) из золота Fairmined (стандарт Альянса по ответственной добыче, ARM, сертификат соответствия которому получают компании, ведущие экологически чистое и этичное производство) и бесцветных бриллиантов. Позже к проекту присоединилась компания Gemfields, производитель сертифицированных изумрудов из Замбии.
Серьги Chopard Green Carpet, белое золото сертификации Fairmined, бриллианты
"Поколение Z заботится о сохранении окружающей среды, экологичности бизнеса, повышении социальной ответственности,— говорит Эллен Фрухтман, маркетинг-эксперт бриллиантового рынка из Торонто.— И эти люди станут поддерживать только те бренды, которые ведут себя таким же образом. Если бы я была ювелирным дизайнером, я бы подумала о благотворительных проектах, о том, чтобы раскрыть всю информацию о добыче сырья и быть абсолютно прозрачной компанией". Сделать это производителям непросто, ведь за блеском украшений порой скрывается не самая чистоплотная история добычи драгоценных металлов и камней, где часто используется детский труд, наносится вред окружающей среде и нарушаются законы.
В феврале 2018 года независимая международная организация Human Rights Watch опубликовала 99-страничный отчет "Скрытая цена ювелирных изделий: о нарушениях прав человека в цепях поставок и социальной ответственности ювелирных компаний". Изучив и оценив 13 крупнейших ювелирных компаний, прозрачность их политики закупки сырья и отчетности, правозащитники пришли к выводу, что ни одна из компаний не может похвастаться отличными показателями по этим параметрам. Оценку "хорошо" получила Tiffany & Co — золото, которое сейчас использует компания, добывается на "чистых" рудниках в Юте. Усилия большинства брендов по отслеживанию соблюдения прав человека были оценены как "умеренные", а компаний Boodles, Christ и Harry Winston — как "слабые", поскольку они "предпринимали мало шагов к тому, чтобы получать сырье из ответственных источников". Chopard тоже была в списке "слабых", но в связи с ее заявлением, сделанным в Базеле, HRW придется пересмотреть свои выводы. Сотрудничать с правозащитниками, впрочем, согласились не все участники рынка. И то, что вышеназванные бренды не побоялись предоставить информацию, говорит в их пользу: рынок готов меняться к лучшему, но сначала ему нужно понять свои слабые стороны.
Кольцо Chopard Green Carpet, белое золото сертификации Fairmined, бриллианты огранки "груша" (8,26 карата) и бриллианты круглой огранки (3,41 карата)
Золото, добыча которого наносит вред окружающей среде и ведется с нарушением прав человека, называют "грязным". Что касается драгоценных камней, то тут тоже не все прозрачно даже с самыми чистыми. Как известно, больше половины алмазов прибывает из африканских стран и добыто на территориях, где происходят вооруженные столкновения и используется рабский и детский труд, а деньги от их продажи тратятся на то, чтобы войны продолжались. Такие камни называют "конфликтными". Этой теме посвящен триллер Эдварда Цвика "Кровавый алмаз", вышедший в 2006 году. Леонардо Ди Каприо играет там контрабандиста. В конце ленты один из персонажей рассказывает о преступных схемах и жестоких правилах рынка на конференции в Кимберли, ЮАР. Действительно, именно там проходили реальные встречи, результатом которых стало принятие в 2003 году ООН Схемы сертификации процесса Кимберли, созданной для предотвращения попадания на рынок "конфликтных" алмазов.
Социальная ответственность ювелиров также растет. В конце прошлого года "король бриллиантов" Лоуренс Графф (владелец компании Graff Diamonds) решил купить "Мир" — камень весом 706 карат, 13-й в мире по величине. Выручка от продажи пойдет на развитие провинции в Сьерра-Леоне, где камень был найден. Средства будут направлены на строительство дорог, школ, медицинских учреждений, водоочистных систем. Камень нашел христианский пастор Эммануэль Момо в районе Коно, восточной провинции Сьерра-Леоне. Его передали президенту страны Эрнесту Короме и тут же отправили в хранилище центрального банка Сьерра-Леоне во Фритауне. "Мир" — первый крупный алмаз из Сьерра-Леоне, представленный на международном аукционе, обычно искатели вывозят такие камни из страны контрабандой. Правительство страны считает это важным шагом на пути к прекращению незаконной торговли алмазами.
Часы Chopard Green Carpet, белое золото сертификации Fairmined, бриллианты огранки "маркиз" (9 карат) на темно-синем атласном ремешке. Застежка выполнена из белого золота сертификации Fairmined и украшена ветвью с бриллиантами
На выставке в Базеле дом Chopard заявил не только о новом подходе к закупке золота, но и о том, что марка присоединяется к проекту ООН по достижению целей в области устойчивого развития. В 2015 году члены ООН приняли повестку дня в области устойчивого развития до 2030 года, которая содержит 17 целей, направленных на ликвидацию нищеты, сохранение ресурсов планеты и обеспечение благополучия всех ее жителей. Chopard совместно с ARM намерен помочь кустарному руднику Casma (Анкаш, Перу) получить сертификацию Fairmined. Несколько рудников в Латинской Америке уже имеют сертификат благодаря поддержке ювелирного дома.
Новая коллекция украшений Green Carpet, представленная Chopard на Baselworld, часы L.U.C Full Strike и часы Happy Palm целиком выполнены из золота Fairmined. Украшения, изготовленные из "чистого" сырья, сможет с чистой совестью носить самый бескомпромиссный эко-активист и правозащитник, сочетая их с обувью из искусственной кожи Stella McCartney, которую производят из переработанного полиэстера с минимумом нефтепродуктов, экологичным кутюром Viktor & Rolf из переработанных тканей и уродливой модой Balenciaga и Vetements — кто бы мог подумать, что и этот бунтарский бренд производит всю свою одежду без вреда для окружающей среды.
Происхождение бриллиантов гарантировано производителем--членом Совета по ответственному ювелирному бизнесу (RJC)