Предварительное бегство
Интерес инвесторов к российскому рынку снижается на росте геополитических рисков
После двухмесячного перерыва международные инвесторы начали сокращать свое присутствие на российском фондовом рынке. Инвесторы обеспокоены ростом геополитической напряженности вокруг России, которая может привести к расширению антироссийских санкций.
Данные Emerging Portfolio Fund Research (EPFR) свидетельствуют о снижении интереса к российским активам со стороны международных инвесторов. По оценке "Денег", основанной на отчете BofA Merrill Lynch Global Research (учитывающем данные EPFR), по итогам четырех недель, завершившихся 7 марта, фонды, ориентированные на российский фондовый рынок, потеряли $104 млн. Это в два с половиной раза меньше притока, зафиксированного месяцем ранее ($287 млн). Тем не менее минувший месяц стал худшим с точки зрения бегства инвесторов с ноября прошлого года, когда отток из российских фондов составил $163 млн.
Геополитический навес
Снижение спроса иностранных инвесторов на российском фондовом рынке произошло на фоне негативной динамики мирового рынка нефти. По данным Reuters, средняя цена российской нефти Urals в марте составляла около $63 за баррель, тогда как в феврале приближалась к $66 за баррель. Снижение цен происходит на фоне роста нефтедобычи в США. Так, за неделю, закончившуюся 2 марта, добыча увеличилась на 86 тыс. баррелей в сутки, до 10,369 млн баррелей в сутки. Беспокойство у инвесторов вызывает сообщение о том, что в стане ОПЕК+ наметился разлад: Саудовская Аравия хотела бы цену на нефть выше $70 за баррель, а Иран вполне доволен $60. О желании Тегерана удерживать цены на более низком уровне рассказал в интервью The Wall Street Journal иранский министр нефти Биджан Намдар Зангане.
Внешнее информационное поле также было не в пользу российских активов. После решения США расширить санкции против России произошло сворачивание совместных проектов Exxon Mobil и "Роснефти", возникли проблемы с закрытием сделки "Роснефти" с китайской CEFC. "С учетом того что российский рынок достаточно значительно вырос, инвесторы в преддверии выборов президента России могли частично зафиксировать прибыль, что является нормальной практикой",— отмечает заместитель генерального директора — руководитель управления фондовых операций УК ТФГ Равиль Юсипов.
Бегству спекулятивного капитала способствовало и обострение отношений между Россией и Великобританий. В середине марта глава британского правительства Тереза Мэй объявила, что в связи с "делом Скрипаля" Лондон намерен выслать 23 российских дипломата, работающих, по ее словам, на разведку. В ответ российские власти, помимо высылки дипломатов (тоже 23), объявили, что закрывают генконсульство Великобритании в Санкт-Петербурге и Британский совет, отвечавший за культурные и образовательные программы.
Однако сильнее всего беспокоят инвесторов заявления лидеров других трех ведущих держав Запада (США, Германии, Франции), которые выразили солидарную с Великобританией позицию. В результате на рынке усилились опасения относительно очередного витка санкционной войны против России. "Геополитика в последние недели действительно способствует оттоку средств из страновых фондов, инвестирующих в российские акции. Иначе как объяснить такую динамику, учитывая, что российский фондовый рынок остается одним из самых недооцененных как в мире в целом, так и среди других развивающихся стран",— отмечает директор инвестиционного департамента UFG Wealth Management Алексей Потапов.
Локальная поддержка
Участники рынка ожидают дальнейшего вывода инвестиций из российских фондов. "Реакция рынка на заявление Терезы Мэй, может, и была чрезмерно эмоциональной, но похоже, что накал вокруг "Скрипальгейта" в ближайшее время будет нарастать, что однозначно вынудит инвесторов более консервативно оценивать российский рынок",— отмечает портфельный управляющий группы "Тринфико" Фарит Закиров.
Впрочем, текущее бегство международных инвесторов пока не страшно для российского рынка акций, поскольку компенсировать его может возросший спрос на инвестиционные продукты со стороны внутреннего инвестора. В 2017 году открытые паевые инвестиционные фонды привлекли более 70 млрд руб., или $1,2 млрд. По мнению Равиля Юсипова, низкие ставки по депозитам и активная маркетинговая работа крупных розничных банков будут обеспечивать усиление притока со стороны физических лиц. Основной спрос, как и в прошлом году, будет сосредоточен в фондах облигаций, но и акциям также привлекут средства. К тому же не стоит забывать о клиентах частных банков и институциональных инвесторов. "У институционалов в настоящий момент небольшая экспозиция на акции, и высокая дивидендная доходность акций повысит спрос на акции с их стороны. Конечно, все эти поведенческие модели будут работать, если не будет внешних экономических и политических шоков",— считает господин Юсипов.
Китайский магнит
Отток инвестиций из российских фондов происходил на фоне снижения спроса международных инвесторов на активы развивающихся стран. По оценкам "Денег", за месяц фонды, инвестиционная политика которых ориентирована на emerging markets, привлекли свыше $10 млрд, что на 40% меньше объема средств, поступившего месяцем ранее. По словам Фарита Закирова, осторожность инвесторов вызвана опасениями более агрессивного роста ставки в США, игроки "вспомнили", какие риски это несет для рынков с развивающимися экономиками. "Возросший скептицизм инвесторов объясняется несколькими факторами, среди которых потенциальное разжигание торговой войны, а также рост сомнений в том, что мировая экономика будет расти так же синхронно, как в прошлом году, на фоне снижения индексов PMI в целом ряду крупных экономик",— отмечает Алексей Потапов.
Лидерами привлечения второй месяц подряд остаются китайские фонды. За последние четыре недели иностранные инвесторы вложили в такие фонды почти $1 млрд, а с начала года — почти $4 млрд. "Китайские акции были самыми недовешенными в портфелях фондов GEM к концу 2017 года — почти на 5 процентных пунктов по сравнению с индексом. И в этом году наблюдается сокращение недовеса",— отмечает руководитель управления аналитических исследований УК "Уралсиб" Александр Головцов. Он напоминает, что в середине месяца местная статистика показала улучшение динамики промышленного производства, что также способствовало высокому спросу инвесторов на китайские активы.
Российский фондовый рынок оказался в числе аутсайдеров по привлечению инвестиций среди всех развивающихся стран. Больший объем средств в минувший месяц потеряли только фонды Индии — $129 млн. Небольшой отток средств был зафиксирован из фондов Мексики и Турции — $34 млн и $8 млн соответственно. По словам Александра Головцова, по индийским акциям у глобальных инвесторов был гигантский перевес к началу 2016 году — примерно на 5 процентных пунктов (п. п.) по сравнению с индексом MSCI EM. С тех пор доля индийских активов в глобальных фондах планомерно снижалась, так как радужные надежды на рост прибыли местных эмитентов не оправдались. Но к началу 2018 года еще оставалось порядка 2 п. п. перевеса. "К тому же Индия на одном из первых мест после Китая по уязвимости к усиливающемуся американскому протекционизму",— отмечает господин Головцов.
Фавориты
В числе аутсайдеров наряду с российскими и индийскими фондами продолжают оставаться и американские. По данным EPFR, за месяц фонды данной категории потеряли свыше $11,3 млрд, а с начала года — более $23,4 млрд.
Международные инвесторы фиксируют прибыль, полученную на американском рынке в прошлом году. По итогам 2017 года промышленный индекс Dow Jones вырос на 26%, установив новый исторический максимум. В результате американские компании оказались переоценены инвесторами. По данным Bloomberg, американские компании торгуются исходя из коэффициента P/E (отношение стоимости акций к прогнозной чистой прибыли на акцию) на уровне 24 при среднем многолетнем значении в 15. К тому же соотношение капитализации рынка акций США к ВВП составило в начале февраля 137%, превысив даже показатель 1999 года (перед крахом "доткомов").
Высвобожденные на американском рынке средства инвесторы переводят в отстающие Японию с еврозоной, где мультипликаторы P/E пока пониже, отмечает Александр Головцов. По данным EPFR, фонды Европы привлекли за четыре недели более $8 млрд, в фонды Японии поступило около $10,3 млрд. Притоку способствуют высокие темпы роста экономики этих регионов, а также мягкая денежно-кредитная политика ЕЦБ и Банка Японии. По данным статистического управления Европейского союза, по итогам 2017 года экономики 28 стран ЕС выросли по сравнению с 2016 годом на 2,5%. ВВП Японии по итогам минувшего года вырос на 1,6%. "В начале марта ослабла иена, поддерживая рентабельность японских эмитентов: Банк Японии пообещал держать нулевую десятилетнюю ставку до 2019 года",— отмечает господин Головцов.
Суммарный приток на фондовые рынки developed markets за минувший месяц составил $10 млрд.