Подмосковье не хочет знать, что под ним
Андрей Воробьев предложил отказаться от историко-культурной экспертизы территорий
Как стало известно “Ъ”, губернатор Московской области Андрей Воробьев и правительство региона предлагают поправить законодательство РФ, отказавшись от обязательной историко-культурной экспертизы земель перед их освоением — строительством домов, прокладкой дорог или газопроводов. Об этом говорится в письме в Министерство культуры РФ господина Воробьева, который обосновывает инициативу необходимостью снижения «социальной напряженности и административных барьеров в инвестиционной и строительной деятельности для представителей малого бизнеса, а также граждан РФ, в числе которых есть пенсионеры, инвалиды и многодетные семьи». Опрошенные “Ъ” эксперты опасаются, что изменение законодательства приведет к тому, что «многие ценные археологические объекты будут разрушены ковшом экскаватора».
В распоряжении “Ъ” оказалось письмо губернатора Московской области Андрея Воробьева министру культуры РФ Владимиру Мединскому. В нем господин Воробьев излагает предложения правительства Московской области по внесению изменений в федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ», которые «позволят устранить излишние административные барьеры при принятии решений по инвестиционным проектам, затрагивающие объекты культурного наследия».
Так, закон об объектах культурного наследия предписывает проведение обязательной историко-культурной экспертизы земель до начала их освоения. Подмосковное правительство предлагает исключить эту норму, а объектами такой экспертизы признать только те территории, на которых уже во время проведения работ обнаружен объект, «обладающий признаками объекта культурного наследия, в том числе археологического». Господин Воробьев сообщает, что действует в рамках поручения правительства РФ от 18 декабря 2017 года и поручения первого зампреда правительства РФ Игоря Шувалова от 25 января 2018 года (“Ъ” вчера направил запрос в правительство предоставить тексты поручений, однако ответа оперативно не получил). «Требования к проведению государственной историко-культурной экспертизы земель независимо от их исторической и культурной ценности, установленные федеральным законом, носят фактически превентивный характер и являются избыточными для осуществления физическими и юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями хозяйственной деятельности в отношении своей собственности — земельных участков»,— пишет господин Воробьев. Предложения должны затронуть «земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных и хозяйственных работ». По мнению губернатора, меры по обеспечению сохранности исторических объектов в достаточной степени урегулированы п. 4 ст. 36 закона об объектах культурного наследия, который обязывает застройщика в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, «приостановить проведение работ».
Один из авторов упомянутого закона, принятого в 2002 году, депутат законодательного собрания Санкт-Петербурга Алексей Ковалев сообщил “Ъ”, что документ принимался с учетом норм Европейской конвенции об охране археологического наследия (Россия присоединилась к конвенции в начале 1990-х годов). «Конвенция предусматривает, что любые строительные работы должны сопровождаться соответствующими консультациями с археологами на любых территориях, такое правило действует во всех странах,— отметил он.— В России, в отличие от других стран, охрана памятников культуры началась очень поздно, памятники, как правило, не зарегистрированы, большинство из них мы как раз выявляем в рамках "новостроечных" разведок».
Алексей Ковалев предположил, что инициатива губернатора Подмосковья родилась «под давлением коммерсантов».
«Разведочные работы, конечно, не нужны для территорий, которые уже обследовались ранее, или для территорий, которые являются поставленными на учет памятниками,— рассказала “Ъ” заместитель директора по науке Института археологии РАН Ася Энговатова.— Например, в центре Москвы, где территория в границах Камер-Коллежского вала уже стоит на учете, не надо никаких разведок проводить: все данные у органов охраны есть». На учете в Подмосковье, продолжает она, «сотни курганных групп, стоянок Каменного века, древних городищ, погостов, а также центры некоторых исторических городов, таких как Коломна, Дмитров, Зарайск и других». При этом в Московской области множество территорий, «абсолютно не исследованных археологами»: «Если на них начать стройку без предварительного обследования, многие ценные археологические объекты будут разрушены ковшом экскаватора». Она также пояснила, что правка законодательства создаст дополнительные проблемы и для строителей: «Неожиданное обнаружение на трассе автодороги неучтенного кладбища приведет к "временной" остановке стройки, пока не разберутся, не переделают проект и заново его не согласуют».
По мнению эксперта, необходимость археологических исследований перед освоением земель связана с тем, что «в России отсутствует полная археологическая карта»:
«В советские годы было начато плановое археологическое обследование территорий, но Советский Союз развалился — и все заглохло».
Она привела в пример Польшу, где после распада СССР продолжили систему паспортизации территорий и за 25 лет сделали полную археологическую карту страны в электронном виде, теперь в экспертизе перед освоением земель необходимости нет.
«У нас есть расторопные субъекты РФ, которые сделали то же самое,— сказала госпожа Энговатова.— Например, московские власти выделили средства и провели сплошную археологическую разведку на новой, присоединенной территории Москвы. Подобный процесс уже начат в Ханты-Мансийске». Ася Энговатова рассказала, что норма об экспертизе только в случае, когда при строительстве обнаружены археологические ценности, действовала и в СССР, «но практически не работала»: «Примеров обращения в охранные органы были единицы». В действующем законодательстве такой механизм есть, но в качестве дополнительной меры при случайных находках. По словам эксперта, «за последние 20 лет в Институт археологии ни разу не обращались строители с сообщением, что обнаружили ценные находки во время работ».
«Предлагаемые изменения необходимы для снижения социальной напряженности и административных барьеров в инвестиционной и строительной деятельности для представителей малого бизнеса, а также граждан РФ, в числе которых есть пенсионеры, инвалиды и многодетные семьи, для которых такие исследования представляются финансово обременительными»,— отмечает в письме Андрей Воробьев.
По данным “Ъ”, предложение об изменении законодательства исходит только от руководства Московской области. Отметим, что Подмосковье занимает первое место в России по вводу жилья: по итогам 2017 года, как следует из данных Росстата, в области было построено 8,79 млн кв. м жилья. В минувшем году ежемесячно (за исключением зимнего периода) вводилось до 1 млн кв. м жилья. С учетом всех сегментов недвижимости, включая торговую и складскую недвижимость, в 2017 году в Подмосковье было почти 9,5 млн кв. м.
В Министерстве культуры РФ в ответ на запрос “Ъ” о позиции ведомства подтвердили, что письмо Андрея Воробьева поступило: «В настоящее время оно в установленном порядке рассматривается специалистами ведомства».