Визит товарища Лаврова в Социалистическую Республику Вьетнам
В Ханое вспоминали войну с США и искали мира с Китаем
Россия и Вьетнам в 2017 году побили рекорд по товарообороту и планируют активно развивать сотрудничество в военной, экономической и научно-технической сферах. Об этом заявил глава МИД РФ Сергей Лавров на встрече в Ханое со своим вьетнамским коллегой Фам Бинь Минем. Вашингтон намерен вытеснить Москву с вьетнамского рынка вооружений, Пекин выражает недовольство продажей Вьетнаму подлодок, но России пока удается удерживать позиции в этой стране без ущерба для отношений с другими партнерами. За переговорами российского министра с представителями самой братской страны Юго-Восточной Азии наблюдал корреспондент “Ъ” Михаил Коростиков.
В Ханое российская делегация чувствовала себя комфортно не только по климатическим, но и по политическим причинам. Генсек Компартии Вьетнама (КПВ) Нгуен Фу Чонг поздравил россиян в лице Сергея Лаврова с «успешным проведением выборов», а российский министр поблагодарил его, используя обращение «товарищ». Кроме того, глава МИД РФ провел встречи со своим вьетнамским коллегой Фам Бинь Минем и президентом Чан Дай Куангом. «Мы очень признательны нашим друзьям за то, как бережно вы храните память об оказанной вам помощи в ходе освободительной войны,— сказал Сергей Лавров главе МИД Вьетнама.— Мы продолжаем отстаивать торжество справедливости и правды в международных делах, координируя наши действия в международных организациях, прежде всего в ООН».
В это время всего в пяти метрах от открытых ворот дома приемов правительства, где шли переговоры, вьетнамцы справляли свадьбы и занимались китайской дыхательной гимнастикой тайцзи. Охраны почти нигде не было, журналисты свободно перемещались по залам, где проходили встречи. В одном из закоулков была обнаружена никем не охраняемая большая синяя коробка с подарком Сергею Лаврову на день рождения (он был 21 марта). Что вьетнамские товарищи приготовили для министра, выяснить не удалось: круглый объект под крышкой был укутан в несколько слоев пупырчатого полиэтилена.
Помимо подписания плана контактов МИДов двух стран на 2019–2020 годы стороны обсудили сотрудничество в экономике, научно-технической и военной областях. Одним из важнейших стал пункт о взаимодействии по линии мирного атома. До ноября 2016 года Вьетнам собирался пригласить российских специалистов из «Росатома» для строительства первой в стране АЭС «Ниньтхуан-1», но впоследствии от этой идеи отказался из-за замедления темпов роста экономики. Пока стороны сошлись на открытии в стране центра ядерных наук и технологий, который будет готовить кадры на перспективу. По словам источника “Ъ” в российской делегации, вьетнамские власти пообещали, что в случае возобновления планов по строительству АЭС россияне гарантированно получат подряд.
Несмотря на свою географическую удаленность, Вьетнам остается одной из наиболее близких к России азиатских стран. Помимо исторических причин это обусловлено и желанием Вьетнама диверсифицировать торговые связи и избавиться от чрезмерной зависимости от своего главного торгового партнера — Китая. Товарооборот между Россией и Вьетнамом вырос в 2017 году на 35% (по сравнению с 25,1% в целом со всеми странами мира) и достиг рекордных с 1991 года $5,23 млрд (по вьетнамской статистике — $3,5 млрд). Вьетнам — единственный пока партнер Евразийского экономического союза, с которым 5 октября 2016 года вступило в силу соглашение о зоне свободной торговли. На шельфе страны добывают углеводороды «Роснефть» и «Газпром». Работают совместные нефтяные компании «Вьетсовпетро» (во Вьетнаме) и «Русвьетпетро» (в России). Примечательно, что объем накопленных инвестиций из Вьетнама в Россию больше, чем из России во Вьетнам,— $2,4 млрд против $1,03 млрд.
В РФ экономическое сотрудничество с Вьетнамом в первую очередь вспоминают в связи с оборонными сделками, которых за последние годы две страны подписали на $4,5 млрд. C 2005 по 2014 год Ханой увеличил военные расходы на 400% — не в последнюю очередь из-за усиления противоречий с Пекином по вопросам спорных островов в Южно-Китайском море. Значительная часть этих расходов пошла на закупки российского вооружения — в частности, шести подлодок проекта 636.1 «Варшавянка», истребителей Су-30МК2 и танков Т-90С. Контракт на поставку последних был заключен в 2016 году, и уже 7 ноября 2017 года первые из 64 заказанных машин отправились в Юго-Восточную Азию. В конце января этого года Ханой посетил министр обороны РФ Сергей Шойгу, и страны согласовали план сотрудничества в военной сфере на 2018–2020 годы.
Замаячившая на горизонте перспектива потери Вьетнама как важного партнера в военно-техническом сотрудничестве — одно из основных опасений российского руководства. В 2016 году США сняли действовавшее со времен вьетнамской войны эмбарго на поставку Вьетнаму оружия. Военные контакты двух стран, как отмечают эксперты, будут расширяться по мере обострения ситуации в Южно-Китайском море. 5 марта в порт Дананг впервые с окончания вьетнамской войны вошел атомный авианосец Carl Vinson. «В военно-морской области у России здесь есть конкуренты, по крайней мере по части кораблей береговой охраны уже идут поставки из Японии и США,— сообщил “Ъ” эксперт Центра стратегических разработок Антон Цветов.— Вообще, оборонная составляющая вьетнамо-американских отношений будет неизбежно укрепляться, особенно если во Вьетнаме сочтут, что близкие отношения России и Китая — это риск для Ханоя».
Власти Вьетнама 21 марта объявили о своем неприятии ограничений на вылов рыбы в Южно-Китайском море, которые были накануне введены в одностороннем порядке Пекином. Напомним, 90% акватории этого моря Пекин считает своей. «Подобные действия — посягательство на территориальную целостность Вьетнама и нарушение его прав на эксклюзивную экономическую зону»,— заявил МИД страны. Ранее Пекин выражал недовольство по поводу продажи Россией Вьетнаму подводных лодок, которая была воспринята китайцами как косвенная поддержка вьетнамской позиции.
На встрече глава МИД Вьетнама Фам Бинь Минь заявил, что страна надеется на содействие России в «стабилизации ситуации в Восточном море (вьетнамское название Южно-Китайского моря.— “Ъ”) в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву». Сергей Лавров от предложения занять сторону в региональных спорах уклонился, заявив лишь, что Россия «стремится к созданию в регионе инклюзивной архитектуры безопасности», выгодной всем странам. Впрочем, по мере углубления региональных противоречий уклоняться от выбора стороны Москве будет все труднее.