"У индустрии управления активами креативный путь развития"
первые лица
Российский рынок доверительного управления демонстрирует стабильно высокие темпы роста. О факторах, определяющих развитие отрасли, ее готовности к приходу массового инвестора, решениях, позволяющих упростить доступ к услугам управляющих, перспективах развития индустрии размышляет генеральный директор управляющей компании "Альфа-Капитал" Ирина Кривошеева.
— Как вы охарактеризовали бы состояние рынка управления активами? Насколько за год изменилась ситуация?
— Индустрия продолжает уверенный рост и преодолела очередную количественную веху: активы под управлением российских управляющих компаний превысили 7 трлн руб. Но 2017 год войдет в историю прежде всего другим своим знаковым событием, которое свидетельствует о качественной трансформации отрасли. Впервые за долгое время самую впечатляющую динамику продемонстрировали те сегменты нашего рынка, которые связаны с управлением активами частных инвесторов. Если в 2016 году в открытые и интервальные паевые инвестиционные фонды (ПИФ), индивидуальное доверительное управление (ДУ) и на индивидуальные инвестиционные счета (ИИС) поступило около 50 млрд руб., то теперь по этим каналам было инвестировано более 200 млрд руб., то есть достигнут четырехкратный рост. Минувший год оказался переломным с точки зрения перераспределения инвестиционных потоков в отрасль.
— Притоки в ПИФы продолжают держаться вблизи исторических максимумов. Как это отражается на бизнесе "Альфа-Капитала"?
— В 2017 году был установлен рекорд для рынка коллективных инвестиций: в российские розничные ПИФы поступило более 73 млрд руб. "Альфа-Капитал" стал одним из главных бенефициаров этого тренда как компания с сильным брендом, широкой продуктовой линейкой и мощной технологической базой. Мы привлекли в свои фонды 16 млрд руб. и увеличили рыночную долю до более чем 15%, опередив ближайшего конкурента и заняв вторую строчку среди лидеров сектора. Тенденции первых месяцев текущего года позволяют рассчитывать на закрепление этих результатов.
— Насколько изменились за год суммарные активы под управлением компании? В какой сегмент поступило больше всего средств?
— Объем активов увеличился более чем на треть, до 242 млрд руб. Наибольшие притоки мы получили на счета индивидуального ДУ, на которых продолжается аккумулирование капитала состоятельных россиян. Число счетов с активами свыше 20 млн руб. достигло 3,5 тыс. шт., а у наших крупнейших клиентов средний размер счета приблизился к 190 млн руб. "Альфа-Капитал" по-прежнему уверенно лидирует в России на рынке индивидуального ДУ, удерживая за собой долю свыше 40%, что в денежном выражении составляет более 185 млрд руб.
— С чем вы связываете высокие притоки средств в отрасль?
— Ключевую роль играют макроэкономические стимулы. Уменьшение ставок по депозитам мотивирует вкладчиков использовать альтернативные механизмы сбережений, параллельно протекают процессы возврата капиталов в российскую юрисдикцию и вывода инвестиций с рынка недвижимости, который в последние годы не оправдывает возлагавшихся на него надежд. В результате суммирования всех этих факторов произошло кратное усиление инвестиционного спроса, а его основными агрегаторами закономерно стали крупнейшие управляющие компании. Мы много инвестировали в развитие каналов продаж и продуктового ассортимента, поэтому смогли предложить клиентам арсенал удобных инвестиционных решений с привлекательной доходностью.
— Справляется ли IT-инфраструктура отрасли с увеличением нагрузки?
— У лидеров рынка есть не только все необходимое для устойчивой работы, но и ощутимый технологический задел на будущее. Например, в "Альфа-Капитале" мы целенаправленно создавали IT-платформу c возможностями масштабирования, наша инфраструктура включает в себя очень серьезные мощности, рассчитанные на рост бизнеса. Это 100 серверов, собственный и внешний дата-центры, более 30 прикладных программных систем.
— Какое число клиентов вы могли бы обслуживать?
— На данном этапе — до 1 млн активных инвесторов. Подчеркиваю — активных, потому что число наших пайщиков и так превышает 1 млн человек, что само по себе беспрецедентно для отрасли, но большинство из них нерегулярно проводят сделки. Технические ресурсы позволяют нам без ущерба для кибербезопасности и надежности работы справиться с кратным ростом числа клиентских операций.
— Каковы прогнозы на текущий год по привлечениям?
— По нашим оценкам, под управление российских управляющих компаний поступит 220-250 млрд руб. от частных инвесторов. Из них примерно 100-120 млрд руб.— в розничные фонды, еще 120-130 млрд руб.— на рынок индивидуального ДУ. Эти ожидания базируются на прогнозе сохранения низких ставок по депозитам как фактора, стимулирующего инвестиции со стороны банковских вкладчиков. Собственные планы "Альфа-Капитала" еще амбициознее: удвоение объема продаж по сравнению с прошлым годом, рост активов до уровня, превышающего 315 млрд руб., удвоение числа активных клиентов.
— Поэтому вы запустили масштабную рекламу на ТВ и в интернете?
— Активизация продаж — это одна из задач кампании "Сделай больше онлайн". Одновременно проект популяризирует инвестиции как таковые и имеет сильную имиджевую составляющую, поскольку нацелен на повышение узнаваемости бренда и укрепление восприятия "Альфа-Капитала". Для нас представляется значимым, чтобы компания стремилась быть движущей силой на рынке управления активами.
— Оправдывает ли себя ставка "Альфа-Капитала" на дигитализацию, о которой вы говорили в прошлых интервью?
— Логика развития отрасли подтверждает, что мы были абсолютно правы, когда сделали приоритетом внедрение цифровых решений. Если изначально мы действовали во многом на опережение и выводили на рынок технологии, спрос на которые находился на начальных стадиях формирования, то теперь ощущаем мощный сложившийся запрос на дигитализацию со стороны всех клиентских групп, включая старшие поколения. Инвестиционный процесс тоже требует цифровой оптимизации, без которой не может отвечать современным критериям эффективности.
— Меняется ли модель взаимодействия с клиентом в цифровую эпоху?
— Отличительная черта инвестиций нового поколения — это автоматизация всех процессов и переход в онлайн. Благодаря идентификации клиентов с помощью систем СМЭВ и ЕСИА само открытие счета занимает считаные минуты. На стадии первичного формирования портфеля мы в "Альфа-Капитале" предлагаем воспользоваться полезной опцией робоэдвайзинга: система проанализирует ответы на ваши вопросы об инвестициях и сгенерирует рекомендации по оптимальному распределению капитала между финансовыми инструментами. Нажатием одной кнопки можно сразу совершить все покупки. А в дальнейшем инвестиции удобно проводить с помощью сервиса автоплатежей, который мы внедрили в прошлом году первыми на российском рынке. На Западе этот формат спокойного автоматического инвестирования уже достаточно широко востребован.
— Сотрудники могут вообще не участвовать в работе с клиентом?
— Консультанты оперативно включаются в процесс, когда возникает необходимость — например, когда клиенту требуется экспертная или техническая поддержка. При этом каналы коммуникации тоже могут быть цифровыми. В частности, мы запустили онлайн-чаты в мессенджерах Telegram и Viber, а также в личном кабинете на сайте, чтобы потенциальные и действующие клиенты могли обращаться в компанию и получать обратную связь привычным для них способом.
— Насколько востребованы дистанционные каналы продаж?
— Цифровые каналы вносят существенный вклад в привлечение новых средств, и их значимость постоянно растет. Недавно мы преодолели рубеж в 1 млрд руб. активов, поступивших в компанию через цифровую систему дистрибуции. Эта система включает в себя не только сервисы собственного сайта "Альфа-Капитала", но и сторонние ресурсы, в том числе маркетплейсы Banki.ru, "Яндекс.Маркет" и интернет-банк нашего стратегического партнера Альфа-банка.
— В каком направлении будет дальше идти дигитализация отрасли? Над какими проектами вы работаете?
— Очевидно, что множество прорывных решений будет связано с технологиями искусственного интеллекта и анализом больших массивов данных. Сегодня это направление — в числе наших безусловных приоритетов. Могу привести в качестве примера уже реализованного пилотного проекта создание нового инвестиционного продукта, в котором используются нейросетевое прогнозирование и анализ обезличенных больших данных. Гипотеза состояла в том, что перед заключением сделок инвесторы обычно агрегируют в интернете первичную информацию, поэтому особенности сетевой активности позволяют судить о настроениях, доминирующих на рынке в тот или иной момент. Также в данном случае учитываются ключевые макроэкономические индикаторы, а базовыми активами служат индекс S&P 500 и фонд краткосрочных корпоративных облигаций. Фактически эта наша разработка — шаг к интегрированию методов искусственного интеллекта непосредственно в процесс принятия инвестиционных решений управляющими. Пока мы выступаем здесь первопроходцами, но я не сомневаюсь, что и другие участники индустрии будут тестировать свои возможности в этой чрезвычайно перспективной области.
— Влияет ли цифровая эпоха на устойчивость клиентской базы? Проще стало не только открыть счет, но и перевести свои активы в другую УК...
— Мы всегда работали в конкурентной среде, выходящей далеко за рамки внутриотраслевой. За инвестиционные ресурсы управляющие конкурируют и с банками, и с брокерами, и даже с нефинансовыми секторами, такими как рынок недвижимости. Но дигитализация, безусловно, налагает отпечаток на поведенческие модели клиентов и ведет к обострению конкуренции прежде всего внутри индустрии. Это тот случай, когда по всем параметрам выигрывают сильнейшие участники рынка. Достаточно вспомнить, что примерно каждая десятая российская управляющая компания в прошлом году прекратила существование. Происходит самоочищение отрасли от тех, кто в не состоянии обеспечить высокие инвестиционные результаты и обслуживание на новом технологическом уровне.
В то же время лидеры успешно справляются и с привлечением новых клиентов, и с поддержанием лояльности старых. Так, с "Альфа-Капиталом" продолжают сотрудничать 80% частных инвесторов, привлеченных нами три года назад. Кроме того, на постоянной основе мы проводим мониторинг индекса потребительской лояльности клиентов NPS (Net Promoter Score), и он стабильно превышает средние значения для мировой индустрии управления активами. Считаю это одним из индикаторов качества работы нашей команды.
— Как бы вы оценили динамику развития индустрии управления активами на фоне других финансовых секторов?
— Развитие идет опережающими темпами. Показательно, что по итогам 2017 года объем нашего рынка приблизился к 7,5% ВВП, тогда как, например, для страхового сектора этот показатель остается на уровне 2,5%. Отдельно мне хотелось бы отметить, что у индустрии управления активами креативный путь развития: мы стараемся быть авангардной отраслью в плане апробирования новых технологий. При этом потенциал дальнейшего роста масштабов рынка остается колоссальным, учитывая уровень проникновения инвестиционных услуг в России всего в 1-2%. Например, в Китае инвестиции домохозяйств сопоставимы с объемом депозитов, а в США превышают их в полтора раза. Наша общая задача — интенсифицировать приток средств граждан в экономику через рыночную инфраструктуру. Мы видим, что это реально и уже происходит.