«"Единая Россия" мне не указ»
Фатих Сибагатуллин заявил, что он «высший орган народной власти» и не намерен извиняться перед журналистами
Депутат Госдумы от Татарстана Фатих Сибагатуллин заявил «Ъ-Казань», что не планирует извиняться перед журналистами, которых назвал «слугами», комментируя обвинения в домогательствах в адрес своего коллеги Леонида Слуцкого. На извинениях настаивали в генсовете «Единой России», членом которой является господин Сибагатуллин. Парламентарий напомнил, что избирался в Думу по одномандатному округу, и заявил, что «Единая Россия» ему «не указ». Высказываясь в адрес СМИ, он защищал спикера нижней палаты Вячеслава Володина. Спикер Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин заявил «Ъ-Казань», что «журналисты — не слуги». В профессиональном сообществе считают, что «часть журналистского цеха действительно превратилась в обслугу и дает повод так себя называть».
«Единая Россия» вступилась за журналистов, которых депутат Фатих Сибагатуллин назвал «слугами». Заместитель секретаря генсовета единороссов Евгений Ревенко считает, что парламентарий «не прав и должен извиниться». «Крайне возмутительна и некорректна позиция коллеги-депутата Фатиха Сибагатуллина, назвавшего журналистов "слугами". Она не имеет ничего общего с позицией "Единой России" и наших депутатов», — приводятся слова господина Ревенко на сайте партии. Партийный функционер подчеркнул, что «бросать такие оскорбительные слова в адрес коллег-журналистов недостойно представителя партии "Единая Россия"». «Если кто-то этого не понимает, пожалуйста, обращайтесь в президиум генсовета партии, мы вместе найдем понимание того, как нужно себя вести», — заключил Евгений Ревенко.
Фатих Сибагатуллин резко высказался в адрес журналистов, комментируя ситуацию с обвинениями депутата от ЛДПР Леонида Слуцкого в домогательствах. «Госдума — высшая народная власть. Хвосты надо немного прижать таким журналисткам. И они еще что-то пытаются иметь против»,— заявил он изданию «Реальное время». — Кто такие журналисты? Это слуги. Несколько лет назад их объявили четвертой властью. Володин сказал им: "Если не нравится, пусть освещают в другом месте". Пусть они прилично одеваются, разные части тела не показывают. Пока женщина не захочет — мужик не будет приставать». Господин Сибагатуллин добавил, что «много прожил и много видел женщин»: «А тех журналисток не видел и видеть не хочу».
Напомним, 21 марта комиссия Госдумы по этике рассмотрела заявления двух журналисток, которые обвинили главу думского комитета по международным делам Леонида Слуцкого в домогательствах (еще одна девушка в комиссию по этике обращаться не стала). «Поведенческих нарушений» комиссия у господина Слуцкого не обнаружила. В ответ на это ряд СМИ заявили о прекращении взаимодействия с нижней палатой парламента. Еще ряд изданий, в том числе «Ъ», отказались писать о депутате и комиссии в дальнейшем.
Фатих Сибагатуллин, комментирую скандал в Госдуме, также отметил, что журналисты «вечно ждут "жареные факты"». «А со мной что сделали эти журналисты? Ситуацию с гаишником как подняли»,— вспомнил он, как в октябре прошлого года его Mercedes был остановлен госавтоинспектором в Казани. «Написано – Госдума, а он ничего не признает. Маленький лейтенантик, вот такой шпингалет остановил. Заставляет открыть багажник, говорит, никого не боюсь»,— жаловался тогда господин Сибагатуллин. Он считает, что «без суда посягать на личное имущество депутата никто не имеет права». В МВД провели проверку, однако не нашли нарушений в действиях инспектора.
В Госсовете Татарстана не согласны с заявлениями депутата, избранного от региона. «Высказывания Сибагатуллина — это личное мнение депутата. Журналисты — не слуги»,— заявил «Ъ-Казань» спикер республиканского парламента Фарид Мухаметшин. По его словам, журналисты «являются своеобразным связующим звеном между властью и народом»: «Их влияние на общество сложно переоценить». Некорректными высказывания депутата посчитали в Союзе журналистов России. Получить комментарии татарстанского Союза журналистов «Ъ-Казань» вчера не удалось. Его председатель Римма Ратникова была «в отъезде», а ее заместители Александр Латышев и Венера Якупова не ответили на звонки «Ъ-Казань».
Сам Фатих Сибагатуллин извиняться перед журналистам не намерен. «"Единая Россия" мне не указ. Меня избирало 500 тысяч (избирателей Приволжского одномандатного округа – "Ъ-Казань")»,— сказал он в интервью «Ъ-Казань». Он заявил, что не знает «кто такой Ревенко». Высказываясь в адрес журналистов, депутат защищал руководство Думы: «Это же против (спикера Госдумы Вячеслава – "Ъ-Казань") Володина пресса врет. Я должен его поддержать». Господин Сибагатуллин отметил, что у журналистов «нет статуса»: «Почему вы, пресса, берете в обиду правду? Тот, кто заказывает музыку, тот и танцует. Заплатили журналисту — он написал статью». «Я депутат Госдумы. Я высший орган народной власти. А вам надо определиться: ты госслужащий, или наемный, как я сказал, слуга. Извиняться еще тут…»— пояснил свою позицию депутат.
Директор Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Казанского федерального университета Леонид Толчинский соглашается, что «журналисты — да, слуги, слуги своей аудитории»: «Но депутаты — тоже слуги, слуги в квадрате». Господин Толчинский считает, что «слуга — экономический термин», но «в данном случае он использован в негативном и пренебрежительном контексте», и ему это «не нравится»: «Главный слуга народа — президент. Не надо обижать слуг». Заслуженный работник печати Татарстана Юрий Алаев говорит, что «Сибагатуллин — бай, никаких сомнений это не вызывает». Впрочем, по его словам, «значительная часть журналистского цеха действительно превратилась в обслугу и дает повод так себя называть».
О скандале с депутатом Леонидом Слуцким сегодня высказался еще один представитель Татарстана в российском парламенте член Совета федерации Олег Морозов. Он написал в Facebook, что «комиссия по этике была обречена на такое решение», поскольку «ни в правовом, ни в этическом плане объективное решение невозможно». По его словам, «миллионы мужчин говорят нечто подобное в офисах, у станка, в поле, в редакциях» и «получают по роже или получают согласие на продолжение - и это не становится фактом общественного внимания»: «А Слуцкий стал, ибо он депутат, и домогался он не официантку из думского буфета (кто бы стал это обсуждать!), а (о Боже!) журналистку, которая, поколебавшись годик, решила поведать об этом миру». Сенатор предложил принять закон, который «определил бы само понятие "сексуальное домогательство" и этические или правовые последствия этого действия» и позволил бы разбираться в подобных конфликтах правоохранительным органам.