Спектакли становятся виртуальными
Как новые технологии меняют театральное искусство
Российским зрителям покажут «виртуальные спектакли» — театры готовятся представить аудитории необычный проект в ближайшее время. Его презентовали в Манеже, на Московском культурном форуме. В чем особенность виртуальных спектаклей? Выясняла обозреватель «Коммерсантъ FM» Арина Мороз.
Телефон, мобильное приложение и специальные, купленные в интернете очки — вот и все, что нужно, для того чтобы совсем скоро вы увидели спектакли, не выходя из дома. Конечно, «виртуальный театр» не заменит запаха кулис и живой энергетики актеров, но сможет привлечь определенную часть зрителей.
Первым местом, где начнется этот эксперимент, станет «Таганка». Виртуальные спектакли можно будет увидеть уже через пару месяцев, и это будут не просто прямые трансляции, утверждает директор театра на Таганке Ирина Апексимова: «Придумана камера с четырьмя объективами. Так что зритель сможет смотреть и на людей, которые сидят в зале, и вместе с ними реагировать на происходящее на сцене. То есть он находится как будто в самом центре зрительного зала, а это совсем другое восприятие».
Презентация этого проекта состоялась на Московском культурном форуме, который проводится всего третий раз, но уже побил рекорд посещаемости Манежа. Всего за один день на форум приходят более 20 тыс. посетителей.
Одна из главных тем этого года — новые технологии в театре. Дополненная реальность, визуальные эффекты, голограммы — все это быстро перебирается на театральную сцену, но требует дополнительного финансирования, уверен продюсер интерактивных медиа Андрей Поцелуйкин: «Даже на обычном плоском светодиодном экране можно и глубину картинки показать, и 3D. Отрисовка контента стоит от 6,5 тыс. за секунду хронометража. Стоимость проекторов начинается от 3,5 млн руб., а их нужно, чтобы "засветить" сцену, порядка четырех штук».
Сложные постановки не могут окупить себя в России. Технику мы покупаем за доллары и евро, билеты продаем за рубли, при этом цена на билет в театры или на концерты в России в среднем примерно в три-четыре раза меньше, чем в Европе или Америке. В этом смысле хороший индикатор — гастроли Cirque du Solei. Вот уже из года в год цирк привозит в Россию достаточно простые шоу, не рискуя показывать свои последние эффектные, но дорогие премьеры.
В результате отечественным театрам приходиться рассчитывать только на помощь государства. Сейчас в Москве заканчивается реконструкция сразу нескольких площадок. Все они проходят полное техническое переоснащение, рассказал глава департамента культуры Москвы Александр Кибовский: «За последние несколько лет никто в мире не обновляет техническую базу такими же темпами, как это делаем мы. Если посмотреть статистику за 2011 год, то у нас только 20% театральных площадей были в достойном состоянии. А сейчас у нас обратная будет пропорция. За буквально несколько лет, мы, наоборот, все это привели в полный порядок. И чтобы быть актуальными в будущем, надо уровней завтрашнего дня придерживаться уже сегодня».
В начале лета в Москве откроется Филармония парка «Зарядье». Под большим стеклянным куполом разместится два зала-трансформера — на 1560 и на 400 мест. Филармония станет самой технически оснащенной площадкой Москвы.
Московский культурный форум, где представили проект виртуальных спектаклей, работает в открытом режиме. Бесплатно его может посетить любой желающий. Продлится МКФ до понедельника, 26 марта включительно.