Импортным фургонам разрешили въезд
Но за пять лет иностранцы успели потерять российский рынок
Апелляционная панель ВТО окончательно отменила антидемпинговые пошлины, введенные РФ в 2013 году на фургоны LCV из Германии и Италии (Peugeot Citroen, Fiat и Volkswagen). Но на рынке отмечают, что срок пошлин и так истекал в середине этого года и продлевать их Москва не планировала: за это время ситуация на рынке изменилась и доминируют локализованные производители. При этом на фоне увеличения утильсбора, повышающего цены на импорт, отмена пошлин вряд ли скажется на снижении цен на зарубежные фургоны.
Апелляционная панель ВТО подтвердила несоответствие требованиям организации антидемпинговых пошлин, введенных Россией на импорт легких коммерческих автомобилей (LCV) из Германии и Италии, решение опубликовано в пятницу. Панель подтвердила требование к РФ об отмене этих пошлин.
Речь идет о грузовых фургонах до 2 тонн включительно и грузопассажирских фургонах «комби» с полной массой 2,8–3,5 тонны с дизельным двигателем до 3 тыс. куб. см. Расследование импорта LCV было инициировано в РФ в ноябре 2011 года на основании заявления «Соллерса». В итоге в 2013 году заградительные пошлины на LCV из Германии и Италии составили 23–29,6%. Спор в ЕС инициирован еще в мае 2014 года, но лишь в январе 2017-го панель арбитров ВТО признала пошлины незаконными. РФ с решением не согласилась и обжаловала его в апелляции. Решение апелляционной панели ВТО окончательное и будет формально утверждено органом по разрешению споров ВТО в течение 30 дней.
По данным ЕЭК, в 2017 году антидемпинговые меры на рынке ЕАЭС применялись по отношению к поставщикам из КНР, Украины, Индии, ФРГ, Италии и Турции, в частности, на холоднодеформированные бесшовные трубы, гусеничные бульдозеры, грузовые шины, нефтегазопромысловые трубы, прокатные валки, металлопрокат и нержавеющие трубы.
По данным «Автостата», рынок LCV в РФ в 2017 году составил 108,5 тыс. машин, из них 33% — цельнометаллические (ЦМК) фургоны, включая грузопассажирские «комби». В 2011 году размер рынка равнялся 166 тыс. машин, доля ЦМК-фургонов была примерно такой же — 30,2%. Это говорит об относительном постоянстве спроса на них, отмечает начальник отдела аналитики агентства Андрей Топтун. При этом доля «Соллерса» (марки УАЗ и Fiat) в ЦМК-фургонах составляла 55%. Вероятно, усилия «Соллерса» по инициированию антидемпинговых пошлин были направлены против машин Volkswagen, Mercedes и Fiat итальянской сборки, под критерии подходили и модели Peugeot Boxer и Citroen Jumper, рассуждает господин Топтун. В «Автостате» не исключают «некоторое» перераспределение долей рынка в пользу Citroen, Peugeot, Fiat и Volkswagen.
Собеседник “Ъ” из отрасли рассказывает, что в целом сегмент фургонов, которого касаются антидемпинговые пошлины, занимает около трети сегмента LCV, при этом импорт — около 5% рынка LCV этой категории. Посчитать, насколько пошлина могла сдерживать импорт, трудно, говорит он, ведь параллельно упал рубль, рынок сужался — это повлияло на сокращение импорта гораздо сильнее. Другой источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, отмечает, что пошлины и так перестали бы действовать в середине этого года (их срок — пять лет). О пересмотре или повторном введении пошлин речи не шло: ситуация на рынке LCV с 2011 года изменилась, доминируют российские производители или локализовавшие производство иностранные бренды (модели Ford Transit, Mercedes Sprinter). По данным «Автостата», в 2017 году в сегменте ЦМК-фургонов лидировали УАЗ (40,4%), Ford (17,1%), группа ГАЗ (17%) и Mercedes (6,4%).
Источник “Ъ” заявляет, что цены на импортные фургоны, несмотря на пошлины, остаются невысокими, производители продолжают давать скидки. Впрочем, еще большего снижения цен он не ожидает: с 1 апреля утильсбор на эту категорию фургонов вырос (коэффициент увеличился почти вдвое — с 1,32 до 2). Так, на фоне повышения утильсбора, рассуждает собеседник “Ъ”, конкуренция на рынке вряд ли обострится. В PSA Peugeot Citroen сообщили, что «в настоящее время не получили от государства подтверждения об устранении антидемпинговых пошлин, поэтому пока ничего не меняют в ценовой политике». В Volkswagen ситуацию не комментировали.