Пошлины о двух концах
Анатолий Джумайло о росте давления на российских металлургов
Как и предполагал “Ъ”, пошлины на импорт в США стали (25%) и алюминия (10%) успешно спровоцировали начало глобальной торговой войны в отрасли: Еврокомиссия 26 марта объявила, что начинает специальное защитное расследование в отношении импорта стальной продукции в ЕС. Оно затрагивает объемы в 29,3 млн тонн по итогам 2017 года и продлится девять месяцев. В официальном журнале ЕС, где опубликован документ, говорится прежде всего об угрожающей тенденции роста импорта в 2015–2016 годах на фоне избытка мощностей и торговых ограничений в третьих странах. Но в сообщении Еврокомиссии прямо указано, что расследование стало одной из трех анонсированных ответных мер на пошлины США.
Чиновники ЕС сразу вступили в жесткую полемику с США, итогом которой стало временное, до 1 мая, исключение стран союза из-под действия пошлин. У России на фоне ее глобальных международных конфликтов до пошлин сейчас руки почти не доходят, но еще с 2017 года Москва регулярно поднимает вопрос в ВТО. Теперь к ней присоединился и Китай, с которым США развернули полноценную торговую войну. Заместитель главы Минпромторга РФ Виктор Евтухов пообещал, что кроме обращения в ВТО Россия подготовит ограничения по американским товарам и вступит в переговоры, чтобы добиться исключения из пошлин. Впрочем, оглашенные господином Евтуховым гигантские потенциальные убытки российских компаний — $2 млрд по стали и $1 млрд по алюминию — резко отличаются от расчетов аналитиков ($200–300 млн допзатрат для Evraz и НЛМК). Участники рынка объясняют, что цифры Минпромторга просто относятся к тому объему продукции, поставляемой в США, который попадает под пошлины.
Но процедуры ВТО в любом случае долгие, переговоры и политическое давление в нынешней напряженной обстановке вряд ли сработают, так что сталевары решили, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих. В результате NLMK USA запросила исключение для своих слябов из Липецка, а «Северсталь» оспорила ограничения в суде США.
Тем временем действия ЕС резко увеличивают риски российских компаний. Экспорт стали из РФ в страны союза в 2017 году превысил 9 млн тонн на $4,4 млрд, притом что на этом рынке уже действуют пять различных пошлин и минимальные уровни цен по горячекатаному прокату. К счастью, отмечают участники рынка, среди объектов спецзащитного расследования нет слябов, на которые приходится около трети поставок из РФ в Европу (это важно, в частности, для НЛМК). Но в целом, говорят металлурги, ситуация напоминает 2002 год, когда Джордж Буш ввел пятилетние импортные пошлины на сталь, а Европа ответила квотированием импорта. Тогда пошлины США продержались всего до декабря 2003 года, причем в течение свыше полутора лет их действия вводились исключения для отдельных стран. Насколько затяжной будет разворачивающаяся торговая война, они судить не берутся, но советуют «приготовиться к веселью».