Съедобный экспорт
Иркутская область наращивает объемы поставок продовольствия за рубеж
Несмотря на то что по итогам 2017 года объем поставок продовольствия из Иркутской области за рубеж вырос почти на треть, его доля в общей структуре экспорта региона остается мизерной — около 0,5%. Всего местные сельхозпроизводители поставили на экспорт продукции на $31 млн. Мнения экспертов о перспективах развития экспортного потенциала региона разделились. Одни считают, что, пока не появится соответствующая государственная стратегия, поставки за рубеж будут оставаться «лишь элементом престижа отдельных фирм», другие — что предприятиям уже сейчас выгодно заниматься этим направлением.
Вопросы выхода местных сельхозпроизводителей на иностранные рынки обсуждались на круглом столе «Экспортные возможности агропромышленного комплекса Прибайкалья» 23 марта. Председатель Торгово-промышленной палаты Иркутской области Алексей Соболь сообщил, что в структуре экспорта региона, объем которого по итогам 2017 года составил чуть более 7 млрд руб., на поставки продуктов питания местных производителей пришлось только $31 млн. Доля экспорта сельхозпродукции в общем объеме занимает всего 0,5%. «Что касается экспорта пищевой продукции, нам пока похвастаться особо нечем»,— констатировал господин Соболь. Он добавил, что небольшой рост есть, но «цифра с учетом наших возможностей невелика». При этом Иркутская область по показателю экспорта продовольствия занимает пятое место среди регионов СФО. Более оптимистичные данные привела начальник отдела развития международного сотрудничества и внешнеэкономических связей Минэкономразвития Иркутской области Елена Крыжановская. «Объем экспорта сельхозпродукции невелик, но есть устойчивая тенденция роста»,— сказала она. По данным госпожи Крыжановской, если общероссийский экспорт продовольствия по итогам прошлого года вырос на 15%, то Иркутская область показала рост в 31%.
96% поставок пищевой продукции из региона приходится на Китай, Монголию, Южную Корею и Японию. Ведущими компаниями-экспортерами являются ГК «Янта», СХПАО «Белореченское», ООО «Саянский бройлер». Недавно к этому перечню присоединился Иркутский пивзавод «Хайнекен», начавший поставки своей продукции в Монголию.
Фермерские хозяйства к экспортным операциям пока не готовы. «Мы про какие экспортные поставки говорим, если наше население полностью собственным мясом и молоком не обеспечено?»— возмутился председатель НП КФК Иркутской области Дмитрий Худаков.
Исполнительный директор Союза пищевой и перерабатывающей промышленности Иркутской области Александр Евстафьев сказал, что производителям очень тяжело выходить на зарубежные рынки, сложно найти потенциального покупателя за границей.
«Нас никто не ждет на иностранных рынках»,— поддержал его председатель совета директоров ООО «Саянский бройлер» Владислав Буханов. Он сказал, что в то время как производители создают экспортный потенциал, граждане не могут купить качественный местный продукт, потому что у них элементарно не хватает денег. «Надо и вкладывать инвестиции в экспортный потенциал, и работать над повышением доходов населения, чтобы оно могло качественно питаться у себя на родине»,— считает господин Буханов. По его мнению, регион не может стать крупным экспортером только усилиями региональных властей и бизнеса, это задача государственного уровня, результат межправительственных соглашений. «Пока государство не возьмется всерьез за эту тему, не разработает стратегию, поставки за рубеж будут оставаться всего лишь элементом престижа отдельных фирм»,— сказал господин Буханов. С ним не согласилась замгендиректора СХПАО «Белореченское» Татьяна Пухмахтерова. Она сообщила, что Россия 20 лет назад импортировала сельхозпродукцию из-за рубежа, а по итогам прошлого года страна поставила за границу продовольствия на $20,7 млрд. «Объемы за это время выросли в 16 раз. Значит, предприятиям это выгодно»,— заключила госпожа Пухмахтерова. Она рассказала, что ее предприятие уже много лет поставляет яйцо в Монголию и продает его там значительно дороже, чем на родине. Также госпожа Пухмахтерова высказалась о проблеме поставок зерна. «Конечно, зерно в Китай лучше мукой продавать, а еще лучше — печенюшками»,— сказала она.