Катар блокирует Внуково

Qatar Airways получит 25% аэропорта

В аэропортах Московского авиационного узла (МАУ) впервые может появиться иностранный акционер. Блокирующий пакет — 25% акций — Внуково к июню может выкупить авиакомпания Qatar Airways, которая пока летает из Домодедово. Стоимость и структура сделки не раскрываются. При этом Qatar Airways намерена расширить программу полетов в РФ, и, по данным “Ъ”, в ближайшие дни Москва и Доха могут подписать обновленное соглашение о воздушном сообщении.

Фото: Сафрон Голиков, Коммерсантъ

Qatar Airways подписала с владельцами аэропорта Внуково меморандум о покупке доли в 25%, рассказал исполнительный директор катарской компании Акбар аль-Бакер. По его словам, Qatar Airways видит «огромный потенциал» развития бизнеса Внуково: «В отличие от Домодедово и Шереметьево, где мощности заполнены, инфраструктура Внуково не используется полностью». Он уточнил “Ъ”, что речь идет о «покупке доли в юрлице, представляющем аэропорт, а не в отдельных компаниях, которые предлагают доли». В течение двух месяцев пройдут юридические проверки, после чего сделка закроется, цена не раскрывается.

Qatar Airways основана в 1997 году, принадлежит Катару. Одна из крупнейших авиакомпаний Ближнего Востока, выполняет 14,2 тыс. рейсов в год более чем в 150 стран, входит в альянс Oneworld (от РФ в него входит S7). Владеет 49% в итальянской Meridiana, 20% в International Airlines Group (холдинг British Airways и Iberia), по 10% в южноамериканской LATAM и китайской Cathay Pacific. Чистая прибыль в 2016 году выросла на 22%, до $541 млн, но за 2017 год перевозчик прогнозировал «огромные убытки»: в июне Саудовская Аравия и другие арабские страны обвинили Доху в поддержке терроризма, и Qatar Airways были запрещены полеты в эти страны и в их воздушном пространстве.

Внуково — третий по пассажиропотоку аэропорт РФ и МАУ, но потерял часть пассажиров с октября 2015 года, когда прекратил полеты его базовый перевозчик «Трансаэро» и закрылся ряд международных направлений. Спад перевозок (в 2016 году на 12%, до 13,9 млн человек) ухудшил финансовое состояние аэропорта, но в 2017 году на фоне восстановления рынка перевозки выросли на 30,1%, до 18,1 млн человек. С осени 2017 года активы Внуково объединены в АО «Международный аэропорт Внуково» (МАВ). По СПАРК, на конец года 25% АО у Росимущества, 34,15% — у «Внуково Альянс» Виталия Ванцева и семьи Андрея Скоча, 15,15% — у «Сильвани», 12,07% — ЗАО ВИК, 2,41% — у АО АНК (подконтрольны «Внуково Альянс», писали «Ведомости»).

Убыток МАВ в 2015 году составил 107 млн руб., в 2016-м — 219 млн руб., в 2017-м — 227 млн руб. Выручка сохранялась на уровне около 900 млн руб., а в 2017 году достигла почти 3,5 млрд руб. В конце 2017 года Внуково привлекло у Сбербанка под залог доли «Внуково Альянс» и «Сильвани» кредитную линию до 9 млрд руб. на десять лет для рефинансирования кредита 2011 года от Банка Москвы (входил в ВТБ) почти на 12 млрд руб. В Сбербанке отказались от комментариев. Господин Ванцев на звонки “Ъ” не ответил. В Росимуществе сообщили, что госдоля не продается.

Куда Катар инвестирует в России

Смотреть

С 2004 года Qatar Airways летала в Домодедово, сменит ли она аэропорт базирования, источники “Ъ” пока не говорят. В Домодедово “Ъ” сообщили, что рассчитывают на дальнейшее сотрудничество с авиакомпанией. Акбар аль-Бакер заявил “Ъ”, что у авиакомпании есть «множество планов» расширения в РФ, но она ограничена числом частот в межправсоглашении. Qatar Airways планирует запросить у Минтранса РФ дополнительные права на полеты в города РФ. В Минтрансе “Ъ” сообщили, что запрос на частоты во Внуково не поступал. Соглашение между Катаром и РФ подписано еще в 1991 году и «больше не удовлетворяет условиям работы», говорит источник “Ъ” в отрасли. В начале 2017 года страны начали обсуждать новое соглашение. РФ предложила неограниченные полеты в Сочи, Калининград и по «пятой свободе воздуха» во Владивосток (право брать пассажиров и грузы в пункте первого прилета для дальнейшей перевозки в третью страну). По данным “Ъ”, обновленное соглашение может быть подписано в ближайшие дни.

На фоне напряженной политической обстановки российскому бизнесу приходится искать «менее традиционных инвесторов», заметил главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. Он также заметил, что Внуково необходим крупный игрок, на базе которого развивался бы крупный транспортный узел.

Елизавета Кузнецова

«Руслайн» приземлится во Внуково

Авиакомпании продолжают мигрировать в московском авиационном узле. Региональный перевозчик «Руслайн» переводит рейсы из Домодедово во Внуково. В компании объясняют переезд более комфортными условиями для пассажиров. В конце 2017 года авиакомпания также перевела часть рейсов из Домодедово в Шереметьево. Источники “Ъ” в отрасли считают, что переезд связан с минимальными тарифами на аэропортовое обслуживание, что позволит поддержать финансовое состояние перевозчика.

Читать далее

Вся лента