Укрепление стратегической нестабильности
Эксперт ПИР-Центра Андрей Баклицкий о новой реальности в отношениях России и США
Накануне нового витка дипломатической войны между США и Россией я вернулся из рабочей поездки в Вашингтон, где российские и американские эксперты за закрытыми дверями обсуждали вопросы безопасности и контроля над ядерными вооружениями.
Разговор шел предметный, но перспективы выглядели достаточно мрачно. Даже среди умеренных американских коллег не все восприняли послание президента Путина Федеральному собранию как призыв к диалогу с Америкой. На горизонте маячила если не прямая гонка ядерных вооружений, то уж точно соперничество в новых системах и видах оружия.
Переломить негативный тренд могло бы решение президентов двух стран сделать контроль над вооружениями приоритетом. И казалось, первый шаг в этом направлении был сделан в ходе телефонного разговора Владимира Путина и Дональда Трампа. В Москве объявили, что стороны высказались в пользу «практического взаимодействия в вопросах обеспечения стратегической стабильности».
А Дональд Трамп даже заявил о возможной встрече двух президентов «в ближайшем будущем» для обсуждения «контроля над вооружениями». В беседе не под запись источники в Вашингтоне сообщили, что президент США якобы сказал Владимиру Путину: «Вы реагируете на то, что делаем мы, мы реагируем на ваши действия, в итоге мы впустую тратим деньги на оружие, которое мы никогда не сможем применить».
В неформальном разговоре высокопоставленный представитель посольства России в Вашингтоне был сдержанно оптимистичен. Российский посол Анатолий Антонов, признанный специалист по контролю над вооружениями и глава российской делегации на переговорах по новому договору СНВ, казалось, получал возможность максимально проявить свои навыки.
Однако все эти надежды оказались перечеркнуты после того, как Госдеп США объявил о высылке 60 российских дипломатов и закрытии генконсульства в Сиэтле. Сложно сказать, как именно готовилось это решение. Оно было утверждено президентом, но едва ли вызвало у него большой энтузиазм, по крайней мере на сей раз Twitter Дональда Трампа молчал.
Жесткие меры наверняка одобрили бы и номинированный на должность госсекретаря Майк Помпео, и новый советник по национальной безопасности Джон Болтон — известные критики Москвы, никогда не считавшие контроль над вооружениями главной задачей.
Если решение Вашингтона было продиктовано желанием поддержать союзника по НАТО, то ценой за такую трансатлантическую солидарность станет дальнейший распад системы контроля над вооружениями, то есть стратегическая нестабильность. Россия будет вынуждена реагировать, и маховик конфронтации будет раскручиваться все сильнее.
Еще неделю назад, реагируя на новость о возможности проведения саммита Владимира Путина и Дональда Трампа, американские коллеги напоминали, что вне зависимости от его повестки глава Белого дома окажется под огнем критики со стороны значительной части конгрессменов, экспертов и СМИ уже потому, что это будет взаимодействие с Владимиром Путиным.
Теперь противникам диалога с Россией не придется даже особо утруждать себя такими атаками. Высылка российских дипломатов из США — лучший способ показать, что российско-американские переговоры по вопросам стратегической безопасности и стабильности на повестке не стоят. Во всяком случае, в обозримом будущем.