Самолечение как диагноз

Наталия Нехлебова и Мария Портнягина узнали, как предпочитают болеть россияне

На днях Центр профилактической медицины при Минздраве РФ обнародовал "концепцию ответственного самолечения". "Огонек" задумался: причем тут "ответственность" и от чего нас хотят лечить?

При простуде большинство россиян сами себе доктора

Фото: Украинское Фото / PhotoXPress.ru

От болей в пояснице — горячие камни, лечение крапивницы — крапивой, заговоренная земля от зубной боли — популярные столпы самолечения известны давно. И вдруг официальная российская медицина, которая испокон веку относилась к самолечению с недоверием, сообщает: самолечение, оказывается, может быть еще и "ответственным". Что же произошло?

До нас добралась очередная прогрессивная мода. Мировое медицинское сообщество призывает к "ответственному самолечению" уж 35 лет — ВОЗ ввела эту терминологию в 1983-м. Что она значит? "Разумное применение самим пациентом лекарственных средств, находящихся в свободной продаже, с целью лечения или профилактики легких расстройств здоровья до оказания профессиональной врачебной помощи".

Есть и расширительная трактовка — человек ведет здоровый образ жизни и достаточно медицински грамотен, чтобы при легком недомогании лечиться самостоятельно. Мировая ассоциация ответственного самолечения (есть и такая) регулярно выпускает обучающие материалы, а специальные исследования убеждают: такое лечение экономит бюджет. Вроде бы все логично: врачей не беспокоят по пустякам, болезни не запускают. Но поклонников самолечения в Европе и США меньше, чем в России. Дело в том, что доступ к препаратам, прежде всего сильнодействующим, на Западе законодательно ограничен гораздо серьезнее, чем у нас, — ни врач, ни фармацевт не станут рисковать потерей лицензии ради того, чтобы заработать на рознице. Именно поэтому продвигают "ответственное самолечение" обычно ассоциации производителей, заинтересованные в том, чтобы количество лекарств, которые отпускаются без рецептов в Европе и США, расширялось. Но потребителя сначала нужно подготовить, чтобы уберечь его от вакханалии самолечения, когда хватаются и за горячие камни, и за раскрученные рекламой чудо-препараты. В общем, чтобы не было как у нас.

От озноба и изжоги

Концепция, предложенная у нас, довольно проста и, отмечают авторы, адаптирована под российские реалии.

Населению рекомендуют лечиться самостоятельно только в случае легких недомоганий и не больше 3-7 дней. Можно самим с помощью безрецептурных препаратов справляться с простудой (при таких симптомах, как озноб, головная боль, насморк, боль в горле), дерматологическими заболеваниями (экзема, дерматиты), легкими расстройствами ЖКТ (изжога, метеоризм). Также рекомендуется при хронических заболеваниях продолжать лечебный курс, прописанный врачом, без отсебятины. А при ухудшении состояния немедленно бежать к доктору.

— Концепция не была принята окончательно: ею мы ставим проблему и открываем дискуссию,— подчеркивает Юлия Михайлова, замдиректора ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения, — А сама проблема очень актуальна. Ведь у нас с любой простудой пациент идет в аптеку, где ему продают самый дорогой антибиотик. Из-за этого у нас самая высокая в мире резистентность к антибиотикам. Кроме того, люди часто сочетают несочетаемые препараты, и врачам приходится бороться с побочными эффектами.

Самолечение для России и в самом деле тема болезненная. Шутка ли: по данным ФОМ, больше половины россиян предпочитают лечиться самостоятельно, обращаясь за медицинской помощью лишь в самом крайнем случае. И эта привычка затягивать с походом к врачу стоит дорого.

— Главная опасность самолечения у нас в том, что болезнь не диагностируется врачом в начальной стадии, когда человека можно вылечить, а приобретает необратимый характер,— указывает Юрий Жулев сопредседатель Всероссийского союза пациентов.— Вот пример: в наше время значительное количество людей в России умирает от элементарной пневмонии. А ведь они просто упустили момент, когда нужно идти к врачу...

По статистике ВОЗ, в общей смертности в России доля предотвратимых смертей — 30-40 процентов: у экспертов есть основания полагать, что эта печальная статистика связана с самолечением. Впрочем, и без трагедий последствия налицо: исследование Лаборатории HR Инноваций выявило, что если вы откладываете визит к врачу, то болеть будете в 1,5 раза дольше.

Дурная привычка или концепция?

В чем же причина нашей одержимости самолечением? Эксперты, которых опросил "Огонек", отмечают, что причин несколько, но основная — недоступность медицинской помощи. "В целом самолечение у нас можно считать дурной привычкой,— говорит Евгений Паперный, руководитель проекта Здоровье Mail.Ru,— но оно отражает и положение дел в системе здравоохранения: огромные очереди к врачам, низкая квалификация рядовых медработников на местах, ликвидация сельских амбулаторий, фактическое отсутствие легальной возможности получить полноценную дистанционную консультацию".

Кроме того, наш потребитель слишком волен в экспериментах с таблетками: в аптеках продается огромное количество безрецептурных препаратов. "У нас свободно можно купить лекарства, которые мало еще где в мире доступны для широкого потребителя, — говорит Павел Воробьев, председатель правления Московского городского научного общества терапевтов. — Обычно люди получают подобные лекарства только через систему рецептов".

Минздрав пытается обуздать бесконтрольную продажу лекарств и создает длинные списки препаратов, которые могут отпускаться лишь по рецептам. Увы, большую часть из этого списка вам продадут без назначения врача: аптека в первую очередь стремится заработать.

Отдельный вопрос о рекламе: в ряде европейских стран рекламировать лекарства в принципе запрещено — считается, что это ведет к нарушению предписаний врачей и самовольному изменению схемы лечения. Такого разгула медицинской рекламы, спекулирующей на желании подлечиться своими силами, нигде нет.

— Самолечение само по себе не может быть запрещено,— считает Павел Воробьев.— Люди все равно будут лечиться сами, хотим мы того или нет. Единственный способ сделать их усилия эффективными и безопасными — ввести нормативно-правовую базу.

Конечно, до нормативной базы пока далеко. Центр профилактической медицины со своей "концепцией ответственного самолечения" осторожно предлагает задуматься над проблемой. "Дальнейшая цель — системно, при помощи госструктур и врачебного сообщества, обучать население и фармацевтов,— говорит "Огоньку" Юлия Михайлова,— а вот как это будет делаться, вопрос открытый. Тем не менее ситуация вопиющая и требует решения".

Между тем Минпромторг подготовил законопроект, разрешающий продажу безрецептурных препаратов в продуктовых магазинах. Номенклатура впечатляет: от противогриппозных капель до оборудования по... переливанию крови. Интересно понять, вписывается ли это в "концепцию ответственного самолечения"?

Экспертиза

Советы из очереди

Анна Андронова, врач-кардиолог, писатель

Самолечение невозможно внедрить или отменить. Оно существует, и это, конечно, благо. Сложно представить, что случилось бы с поликлиниками, если на каждый парацетамол, аспирин или зеленку нужно было бы выписывать рецепт. Разумная же граница ответственности проходит у каждого в голове. Для этого необходим определенный уровень культуры, образования общества в целом.

Легкие заболевания — простудные, незначительные травмы, проблемы с пищеварением — могут быть разрешены дома самостоятельно и очень быстро, но при правильном подходе.

Три наших самых доступных доктора — интернет, телевизор и девушка в аптечном окошке.

А кому-то проще обратиться к соседке или родственнику: "Жене выписали, и я стал то же самое принимать". Иногда это срабатывает. Но, конечно, и самыми "элементарными" препаратами можно нанести себе серьезный вред. Иногда поражаешься, какие дикие вещи больные над собой совершают, какие опасные советы дают другим. В рекламных блоках по телевизору майонез, стиральный порошок и таблетки следуют друг за другом сплошным потоком, создавая ложное впечатление о совершенной безобидности. Звезды передач о здоровье говорят с экрана бодро, уверенно, а иногда и довольно безапелляционно. Мы, зрители, должны помнить, что наблюдаем не онлайн-трансляцию приема в поликлинике. Несмотря на просветительские задачи, это все-таки телешоу, а его ведущий — не ваш лечащий врач.

Больной человек обратится туда, куда быстрее и проще. Интернет подскажет средство: "Ок, "Гугл", как лечить глист?", и аптека всегда рядом, круглые сутки можно получить совет, "от головы" и "от сердца" очень разного уровня. Если встать в аптечную очередь, можно пройти краткий курс излечения множества недугов. Кстати, строго говоря, в этой очереди людей с рецептами будут единицы. В большинстве случаев рекомендации выдаются на листочке бумаги — на него и ориентируется фармацевт. В принципе, туда можно вписать кое-что и от себя. Врачи стационара вообще не выписывают рецепты, только справку с рекомендациями. То есть, если пациенту требуется выписать препарат бесплатно или сильнодействующее средство, он вынужден будет прямо из больницы отправиться в поликлинику, чтобы там получить рецепт. Продублировать работу коллеги и потратить некоторое количество его драгоценного времени.

Кроме граждан, решивших самостоятельно полечить насморк или радикулит, есть целая армия хронических пациентов, которые годами вынуждены выполнять рекомендации лечащего врача. Вот это очень важный контингент для ответственного самолечения. Такие больные обречены стать профессионалами по своей болезни, так как навсегда остаются с ней один на один. Воспитать такого образцового и сознательного пациента может только опыт личного общения с врачом. То есть врач все-таки должен быть доступен! А разговоры об ответственном самолечении еще раз убедят наше общество, особенно пожилую его часть, что ждать помощи от государственного здравоохранения опрометчиво.

Брифинг

Юлия Крашенинникова, доцент НИУ ВШЭ

По сравнению с селами в городах распространенность "неформального здравоохранения" значительно выше, а ассортимент парамедицинских товаров и услуг шире. Города с населением 60-70 тысяч человек оказались у нас центрами целительских рынков. Через них нередко пролегают маршруты знахарей-"гастролеров", распространителей эзотерических учений, продавцов чудодейственных бальзамов и препаратов. Единственная сфера, которая более развита на селе,— сбор природных лекарственных средств. Сельские жители чаще обращаются к рецептам народной медицины.

Источник: "Русская планета"

Татьяна Куличенко, завотделением неотложной педиатрии Научного центра здоровья детей РАМН

Очень часто люди считают, что вроде бы все не так плохо, поэтому к врачу идти рано. К сожалению, у нас человек, заболев, сначала начинает лечиться. Если он не выздоровел за два-три дня, он обследуется, причем часто сам себе назначает анализы. И уже потом с анализами приходит к доктору и спрашивает: "А чем я болею?" Часто это обуславливает позднее обращение. К нам в отделение неотложной помощи половина пациентов приходит с вечера пятницы по вечер воскресенья — столько же, сколько за все рабочие дни. И это не острые заболевания. Просто чуда не происходит, и люди приходят, потому что страшно в выходные остаться без помощи.

Источник: kommersant.ru

Галина Мазо, завотделением эндокринологической психиатрии Санкт-Петербургского НИПНИ им. Бехтерева

Женщины более склонны решать психологические проблемы с помощью специалистов. Мужчины зачастую пытаются разбираться с душевными проблемами самостоятельно. У мужчин выделяется специальная форма депрессии — male depression (мужская депрессия), где один из симптомов — употребление алкоголя или психоактивных веществ как метод самолечения. Алкоголь приносит временное улучшение, однако в дальнейшем ухудшает течение заболевания. Это может длиться годами, но финалов тут три: либо человек понимает, что с ним что-то не так, и обращается к врачу, либо формируется алкогольная зависимость, либо уход из жизни.

Источник: "Деловой Петербург"

Материалы подготовили Наталия Нехлебова, Мария Портнягина

Вся лента