Про ФЗ №54 «О применении контрольно-кассовой техники» наслышан каждый предприниматель. Все в курсе, что теперь нужно использовать онлайн-кассы с подключенным «Оператором фискальных данных», который будет передавать информацию о каждой транзакции напрямую в базу Федеральной налоговой службы. С одной стороны, это, конечно, удобно – такая система практически исключает ошибки в отчетности, и, как следствие – претензии со стороны налоговой. Но вот сам переход на новые терминалы многие восприняли как «головную боль» - опять траты на закупку оборудования, переобучение персонала и прочее. Да, пользоваться кассами обязали не всех. Да, есть в крае и глухие горные аулы, которые из-за плохого интернета избавили от обязанности перехода в онлайн. Однако это «капля в море», и подавляющему большинству осваивать новую технику все-таки придется. Но так ли все страшно на самом деле? Или у онлайн-аппаратов есть и свои преимущества?
«Для работы с населением взяли два новых кассовых аппарата. Поначалу, конечно, не понимали, что от них ждать, но в итоге никаких затруднений не возникло – освоили довольно быстро. Теперь платим 200 рублей в месяц за сим-карту (она, кстати, понадобилась только одна), и нас это вполне устраивает»
Абоненты не пострадали
«Предприятие «Усть-Лабинскрайгаз» обеспечивает природным газом десятки тысяч квартир, не говоря уже о предприятиях. А как у нас народ относится к разного рода платежам, мы все знаем – ему палец в рот не клади! Поэтому для предприятия районного значения любые перемены – всегда непростой шаг. Но закон есть закон, и затягивать с приобретением терминалов не стали. А заодно и подключили тариф МТС, чтобы касса исправно передавала данные в ФНС. По словам и. о. директора «Усть-Лабинскрайгаз» Галины Чуйко, при переходе никто не пострадал – ни абоненты, ни сотрудники предприятия.
«Для работы с населением взяли два новых кассовых аппарата. Поначалу, конечно, не понимали, что от них ждать, но в итоге никаких затруднений не возникло – освоили довольно быстро. Теперь платим 200 рублей в месяц за сим-карту (она, кстати, понадобилась только одна), и нас это вполне устраивает», - рассказала Галина.
Особенно удобно было то, что терминалы устанавливали и настраивали специалисты, поэтому персоналу предприятия осталось просто научиться ими пользоваться. Вообще поставщик оборудования, как правило, и настраивает его и в последствии консультирует по вопросам использования аппарата. Например, МТС сразу предлагает полный комплект, соответствующий требованиям ФЗ №54, с регистрацией и обслуживанием «под ключ», который, к тому же, можно приобрести в рассрочку. А, пока закон еще не коснулся малого бизнеса (это произойдет 1 июля 2018 года), плата за программное обеспечение, интернет трафик и доступ к ОФД обнуляется.
Где нет проводов, там работает «симка»
Одно из основных удобств онлайн-кассы заключается в ее мобильности – во всех смыслах. Во-первых, она может работать от мобильного интернета, а, во-вторых, терминал можно перемещать как угодно, была бы сеть. Ведь, что греха таить: покрытие территории края проводным интернетом «ковровым» не назовешь. В районах проблемы с подключением оптоволоконного кабеля, порой, испытывают даже жильцы многоквартирных домов. И уж тем более нет резона его прокладывать предприятиям, которым нужно «запитать» от сети пару онлайн-касс. Особенно учитывая, что покрытие мобильного интернета на Кубани, наоборот, отличное, благодаря стараниям операторов.
«Разумеется, как только мы узнали об изменениях в законодательстве, то постарались как можно быстрее приобрести онлайн-кассы, так что мы их установили еще в прошлом году. Без этого ведь теперь никаких платежей не проведешь! Но мы столкнулись с проблемой: в помещении отсутствовала кабельная сеть для оптоволоконного интернета. Поэтому остановили свой выбор на автономных терминалах с сим-картой МТС», - рассказал начальник отдела информационной безопасности «570 авиационного ремонтного завода» Николай Листовецкий.
Авиационный ремонтный завод в Ейске – предприятие стратегическое, поэтому главной целью покупки терминалов было элементарное соблюдение закона. А уже в процессе использования сотрудники предприятия выяснили, что по факту онлайн-терминалы мало чем отличаются от обычных касс, поэтому переучиваться не потребовалось. «Единственное отличие в том, что информация о платеже отображается не только в чеке, но и сразу передается в налоговую службу. И, конечно, в том, что его можно перемещать, он удобнее в использовании», - говорит Николай.
Поэтому при выборе онлайн-кассы велосипед никто не изобретал – брали то оборудование, которое будет надежно работать и выполнять свою основную функцию. Конечно, при желании можно было приобрести сложное программное обеспечение, но это уже зависит от целей и задач предприятия – в данном случае важнее была простота и стабильность работы устройства.
«Конечно, если речь идет о большом штате сотрудников, то с персоналом придется поработать – не все на лету схватывают, особенно если это люди в возрасте. Иногда даже боятся проводить транзакцию, сперва бегут к тебе и спрашивают, как все сделать правильно. Но, думаю, постепенно все привыкнут и переходить на старые кассы уже никто не захочет»
Чем больше терминалов – тем быстрее бизнес
В компании «Галан» со временем поняли, что онлайн-касс много не бывает. Предприятие является крупным поставщиком пищевых товаров, поэтому, чем быстрее проводятся платежи, тем быстрее производится отгрузка товара, и тем больше оно зарабатывает. Как рассказал менеджер компании Александр Горбушин, одна касса уже год работает от проводного интернета. Но, спустя полгода, решено было завести еще и мобильный аппарат, чтобы упростить расчеты с клиентами. Он зарекомендовал себя хорошо, и сейчас руководство всерьез задумывается о покупке дополнительных терминалов.
«Конечно, если речь идет о большом штате сотрудников, то с персоналом придется поработать – не все на лету схватывают, особенно если это люди в возрасте. Иногда даже боятся проводить транзакцию, сперва бегут к тебе и спрашивают, как все сделать правильно. Но, думаю, постепенно все привыкнут и переходить на старые кассы уже никто не захочет», - считает Александр Горбушин.
Особенно учитывая, что особого выбора законодатель не оставляет – онлайн-кассы должны быть у всех. Впрочем, все новое довольно быстро входит в обиход, поэтому вопрос лишь в том, какой именно терминал поставить. Тут каждый уже выбирает сам, с учетом специфики своего бизнеса: нужен ли ему дополнительный функционал, или достаточно, чтобы касса передавала данные в налоговую. Будет ли руководитель предприятия управлять всем с экрана телефона, или главное, чтобы продавщица Мария Ильинична быстро разобралась с тем, как правильно провести покупку. Впрочем, исходя из опыта тех, кто такие кассы уже использует, понятно, что главное в онлайн-кассе – это компактность аппарата, и высокая скорость совершения операций.
При выборе онлайн-кассы велосипед никто не изобретал – брали то оборудование, которое будет надежно работать и выполнять свою основную функцию. Конечно, при желании можно было приобрести сложное программное обеспечение, но это уже зависит от целей и задач предприятия – в данном случае важнее была простота и стабильность работы устройства.
В ТЕМУ
Кубани повезло с покрытием
Эксперты отмечают, что успешность внедрения онлайн-касс напрямую зависит от качества мобильного интернета. По словам директора филиала «БКС Премьер» Андрея Широкова, предприниматели в некоторых регионах страны могут столкнуться с трудностями при исполнении требований закона. «Как будет совершаться платеж картой, например, или как он будет учитываться в налоговом реестре, если нет интернета и возможности передать данные совершенной купли-продажи? Во многих отдаленных уголках России интернет низкокачественный, а где-то его и вовсе нет или он работает с перебоями, с обрывами», - считает эксперт.
Однако Кубани эти трудности не касаются, и местный бизнес их не себе не ощутит, так как покрытие мобильного интернета в регионе является одним из лучших в стране. По данным МТС, в 2017 году компания включила в свою сеть 4G еще 150 поселков Краснодарского края и Адыгеи, и на сегодняшний день высокоскоростной интернет от данного оператора доступен 4,5 млн жителям в 500 населенных пунктах региона. Покрытие 3G еще выше, поэтому подключение онлайн-терминалов для предприятий Кубани вовсе не является проблемой.