Банки дополняют расчет
Как на Урале совершенствуют РКО
Усиление конкуренции в сфере расчетно-кассового обслуживания (РКО) заставляет участников уральского банковского рынка развивать дополнительные нефинансовые сервисы, которые могут быть востребованы предпринимателями. Среди них — интеграция с бухгалтерскими программами и возможность отслеживания признаков финансового мошенничества.
Больше, чем РКО
По данным исследования аналитического центра НАФИ, наибольшей популярностью у малого и среднего предпринимательства пользуются дистанционный банкинг (74%) и РКО (61%), другие банковские продукты получили менее 40%. В сегменте РКО активно развиваются такие направления, как интернет-банкинг, эквайринг и нефинансовые сервисы для бизнеса. Игроков на уральском рынке РКО можно разделить на три группы. В одной — крупные государственные и частные банки (Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк и другие). Во второй — банки домашнего региона (СКБ-банк, Уральский банк реконструкции и развития, «Нейва»). В третьей — необанки (Тинькофф-банк, «Точка», Модульбанк).
Как отмечает директор департамента расчетных продуктов и небанковских сервисов банка «Открытие» Сергей Животягин, сейчас — активная фаза перехода классических банков к диджитализации и удаленным моделям обслуживания клиентов. «Основной тренд — внедрение банками новых дополнительных сервисов, обеспечивающих дальнейшее повышение скорости расчетов, например интеграция с онлайн-бухгалтерией, использование потенциала сети банкоматов для самоинкассации в необходимом клиентам режиме»,— перечисляет управляющий корпоративным филиалом банка ВТБ в Екатеринбурге Татьяна Есаулкова. «Основная тенденция развития РКО последнего времени — переход на электронный документооборот, исключающий посещение банка и обмен бумажными документами; а также переход со стационарных компьютеров и ноутбуков на мобильные устройства, проведение всех типов операций онлайн, включая переводы, конверсию, открытие депозитов»,— добавила директор территориального офиса «Екатеринбургский» Росбанка Ирина Шипова.
По оценке директора департамента малого и среднего бизнеса ВУЗ-банка Олега Попкова, сейчас активно развиваются нефинансовые сервисы в дополнение к РКО. «Удобно, когда банк не только проводит расчеты и финансирует, но и помогает разобраться с другими деловыми вопросами вплоть до набора персонала и юридического консалтинга»,— пояснил он.
Согласно исследованию УБРиР, сейчас нефинансовыми сервисами пользуются порядка 6% компаний сегмента малого бизнеса. «Учитывая, что это направление только развивается, ближайшие несколько лет эти услуги будут в тренде»,— считает руководитель дирекции развития корпоративного бизнеса Уральского банка реконструкции и развития (УБРиР) Елена Сорвина.
Интеграция с бухгалтерией и налоговой
По данным исследования НАФИ, каждое четвертое предприятие ведет бухгалтерию без использования электронных средств, 18% — письменно, 6% — «в уме». Часть из опрошенных использует специализированные программы: 67% — 1С, другие программы широкого предназначения, в том числе MS Excel, Word и Access — 39%. Совмещение РКО с бухгалтерскими программами, по словам участников рынка, является одной из тенденций. Например, Сбербанк внедрил программу «Моя бухгалтерия», которая дает возможность получить бухгалтерские услуги на аутсорсинге или организовать бухгалтерию в режиме онлайн. «Можно воспользоваться и бесплатной CRM-системой для ведения базы клиентов с историей контактов, оценки эффективности каналов рекламы, анализа воронки продаж»,— рассказала директор управления продаж малому бизнесу Уральского банка Сбербанка Наталья Винцеева. «Малому бизнесу сегодня нужны два основных инструмента — интернет-банк и мобильное приложение: первый как ключевой сервис бухгалтера, второй — как основной инструмент руководителя компании»,— добавляет Ирина Шипова из Росбанка.
«Основная тенденция РКО в 2018 году это продолжающийся курс на ужесточение регулирования Банком России, в частности, в отнесении операций к имеющим признаки сомнительности»,— считает заместитель председателя правления ПАО АКБ «Урал ФД» Евгений Ощепков. По его словам, банки, с одной стороны, обязаны выполнять все требования регулятора, с другой стороны, стремятся быть клиентоориентированными. «Финансовые игроки стараются сохранить возможность клиента работать по расчетному счету, сохранить его как клиента банка»,— пояснил Евгений Ощепков.
Банки не просто обеспечивают исполнение клиентских платежей в установленные сроки и в заданной сумме, но и могут контролировать, например, соответствие указанных налоговых отчислений при запрошенной клиентом операции. «В результате сейчас кредитные организации выполняют функцию по проверке и анализу на наличие признаков сомнительных операций, определенных в нормативных документах»,— заметила заместитель управляющего филиалом Абсолют-банка в Екатеринбурге Екатерина Богатова.
Время в деньги
По данным участников рынка, среднее время обслуживания одного клиента в части РКО — шесть минут, открытие расчетного счета — до 20 минут. Процедуры по удаленному обслуживанию стремятся к круглосуточному режиму. Правда, Олег Попков из ВУЗ-банка считает, что необходимости в круглосуточном проведении платежей нет. «Практика показала, что 99% клиентов отправляют платежи даже не до 22:00, а до 16:00. Запросов на ночные платежи нет»,— подчеркнул он. Екатерина Богатова уточняет, что широкий временной диапазон для отправления платежей важен в основном для малого бизнеса.
Ранее стоимость услуги РКО была одним из ключевых факторов при выборе банка. Сейчас, по данным участников рынка, на цену ориентируется до 20% клиентов, большая часть из них — представители молодого бизнеса. «Цена играет роль в основном для вновь создаваемого бизнеса, который еще не имеет значительных оборотов»,— пояснил заместитель директора свердловского филиала Россельхозбанка Владимир Балтин.
Участники рынка отмечают, что при выборе РКО начинающие предприниматели прежде всего обращают внимание на скорость зачисления денег на счет и отправки платежей. «Для них существенным фактором является и цена. Стартапы, ввиду незначительных оборотов, очень чувствительны к величине комиссий. Опытные предприниматели в первую очередь обращают внимание на сервисные параметры (например, удобный интернет-банк, мобильное приложение) и возможность получить весь спектр услуг в одном месте. Немаловажным ставится для клиента и возможность получения в одном банке не только РКО, но и других продуктов»,— добавил Евгений Ощепков. «Согласно нашему исследованию, стоимость РКО выбрали в качестве важного критерия только 10% клиентов. Тарифы во многих банках выровнялись, разница в 100–200 рублей не играет роли»,— рассказал Олег Попков.
Выбор клиентов
По мнению участников рынка, для клиентов при выборе РКО становятся важными такие факторы, как длительность рабочего дня, репутация банка, техническая составляющая, качество и удобство сервисов. «В условиях выравнивания стоимости этих услуг на рынке большее внимание уделяется надежности банка и уровню сервисной составляющей, возможностям банков предложить решения, удовлетворяющие индивидуальные потребности клиентов»,— считает госпожа Есаулкова.
«Как показывает практика, клиенты стараются выбирать банк по таким параметрам, как надежность, удобство обслуживания и грамотное соотношение цены и качества. Да, можно сделать максимально дешевый продукт, убрав множество функций в дополнительные пакеты услуг, но в итоге, сэкономив на первоначальной стоимости обслуживания, клиент переплатит на этапе выбора дополнительных, но не менее важных услуг»,— предупреждает сооснователь банка «Точка» Мария Швецова.
Банкиры уверены, что РКО продолжит развиваться в сторону многофункциональности и автоматизации процессов. «Клиенты ВУЗ-банка могут решать через банк задачи, связанные с подбором и оценкой персонала, образованием сотрудников и руководителей компании, электронным документооборотом и закупками»,— обещает Олег Попков. Росбанк планирует внедрение мобильного банка для малого бизнеса. «В течение 2018 года мы намерены реализовать полноценный платежный функционал, который позволит клиентам проводить активные расходные операции»,— рассказала директор территориального офиса «Екатеринбургский» Росбанка Ирина Шипова.
Банкиры активно работают над совершенствованием РКО. Банк «Урал ФД» запустил функцию формирования платежного поручения по скану или фотографии счета. «В планах — редизайн интернет-банка, возможность автоматического формирования платежа на регулярной основе по расписанию, отображение информации об оформленном тарифе и возможность смены тарифа в интернет-банке, запуск сервиса проверки контрагентов, подписание платежа с помощью QR-кода и другие доработки»,— анонсирует Евгений Ощепков. УБРиР интегрировал обе версии интернет-банков (Light для малого и микробизнеса и PRO для средних и крупных компаний) с сервисом государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП). «Недавно была расширена информация о контрагентах, которая поможет нашим клиентам снизить риски работы с неблагонадежными контрагентами, а также планируется развитие личного кабинета для получения информации об эквайринговых операциях»,— отметила Елена Сорвина. СКБ-банк осенью 2017 года запустил новую линейку тарифов РКО «Выгодный старт», «Активный рост», «Надежное решение» и «Высшая лига» (в зависимости от величины предприятия). Они предусматривают пакет бесплатных платежей и бесплатное подключение услуги SMS-информирования по расчетному счету и счету корпоративной карты. Кроме того, СКБ-банк внедрил сервис автоматической проверки контрагентов «Светофор» (в режиме онлайн можно получить аналитическую справку).
Сергей Животягин из банка «Открытие» прогнозирует, что в 2018 году произойдет тиражирование удаленных моделей открытия счетов и обслуживания по ряду продуктов РКО «классических» банков. «Также банки начинают переходить к моделям управления взаимоотношений с клиентами на основе «умных» CRM-моделей: предложения становятся все более адресными, доля автоматически сформированных предложений и дистанционных каналов доставки клиенту растет; банки начинают оперативнее реагировать на изменение поведения клиентов»,— полагает он.