Реестр выдержал паузу
Минкомсвязь одобрила заявки производителей отечественного софта сразу за несколько месяцев
Реестр отечественного софта не обновлялся несколько месяцев, с декабря 2017 года, пожаловались в коллективном письме министру связи Николаю Никифорову ассоциации участников IT-рынка. Из-за проблем с реестром компании, чьи заявки не успели рассмотреть, не могли получить преференции в госзакупках. Минкомсвязь отреагировала на жалобы, одобрив вчера сразу 171 скопившуюся заявку.
Реестр отечественного софта не обновлялся с декабря 2017 года, из-за этого разработчики, которые подали заявления на включение в реестр в декабре и позже, не могут участвовать в госзакупках, следует из совместного письма отраслевых ассоциаций АПКИТ, АРПП «Отечественный софт» и «Руссофт» (объединяют более 300 российских IT-компаний) главе Минкомсвязи Николаю Никифорову (копия есть у “Ъ”). Экспертный совет по российскому ПО при Минкомсвязи должен рассматривать заявления о включении софта в реестр в течение 30 рабочих дней, но стал «существенно нарушать» эти сроки, говорится в письме. В последний раз он собирался в начале ноября 2017 года.
«Ассоциациям был важен не демарш, а результат», письмо передал лично министру исполнительный директор АПКИТ Николай Комлев, рассказал “Ъ” президент «Руссофта» Валентин Макаров. «Нас заверили, что в Минкомсвязи понимают остроту проблемы и оперативно будут ее решать»,— уточнил он. Минкомсвязь не обязана официально отвечать на письма ассоциаций, но неофициально Николай Никифоров поручил заместителю министра Михаилу Евраеву «оперативно отреагировать на письмо и обеспечить работу реестра», подтверждает господин Комлев. В АРПП «Отечественный софт» не ответили на запрос “Ъ”. Авторы письма просили Минкомсвязь «в максимально возможно короткие сроки» провести заседание экспертного совета и принять решения по скопившимся заявлениям. Такое заседание прошло вчера, сообщили “Ъ” в Минкомсвязи, на нем было принято решение включить в реестр отечественного ПО 171 продукт.
По состоянию на август 2017 года в реестре отечественного софта было зарегистрировано почти 4 тыс. продуктов. Он начал работать с 2016 года. Программные продукты из реестра имеют преференции при госзакупках: госорганы могут свободно закупать ПО только из этого реестра, а купить иностранный софт могут, лишь убедившись, что в реестре у него нет аналогов, или дополнительно обосновав необходимость его приобретения.
Дмитрий Медведев, премьер-министр РФ, в феврале 2018 года
Если эксперты, независимые от компании, в том числе государственной компании, сказали, что наш софт не годится, тогда надо покупать иностранный. Но я просил бы за этим самым внимательным образом следить
Участники рынка расходятся в оценках причин возникших проблем с включением в реестр. Они могли быть связаны с передачей части функций от одного замминистра к другому и дефицитом кадров в Минкомсвязи, полагает Николай Комлев. 15 марта «Ведомости» сообщили, что курировать реестр отечественного софта и работу экспертного совета начал замминистра Михаил Евраев, который до этого занимался почтовой отраслью. Но смена куратора вряд ли могла вызвать такую длительную задержку в работе экспертного совета, ведь решающее значение все равно имеет подпись министра, сомневается гендиректор «Базальт СПО» Алексей Смирнов. Скорее, мог возникнуть правовой вакуум в связи с тем, что не были оперативно зарегистрированы в Минюсте поправки к подзаконным актам, регулирующим работу реестра, считает он. Сама по себе идея реестра была изначально слабо проработана, добавляет господин Комлев, в результате с самого начала IT-компании часто жаловались на необъективную оценку программ.
На следующий день после публикации участники рынка сообщили, что заседания Экспертного совета во вторник не было. По их словам, вместо этого состоялось совещание, на котором не принималось решения о включении программных продуктов в реестр, а само заседание Экспертного совета запланировано на 2 апреля. Представитель Минкомсвязи настаивает, что в реестр включили 171 продукт, и уточняет, что не видит принципиальной разницы между совещанием и заседанием.