ОПЕК зовет Россию в десятилетку
Эр-Рияд хочет влиять на рынок нефти вместе с Москвой
Саудовская Аравия предлагает России более долгосрочный механизм стабилизации нефтяного рынка, чем текущее соглашение о сокращении добычи. Речь идет о кооперации сроком до 20 лет, что де-факто позволит альянсу России и ОПЕК вернуть влияние на рынок нефти, которое картель утратил в 2014 году в результате роста сланцевой добычи. Эксперты осторожно оценивают инициативу, полагая, что долгосрочное соглашение может предполагать рекомендации участникам пакта ОПЕК+, но не жесткое регулирование добычи.
ОПЕК предлагает РФ и другим производителям нефти вне картеля заключить долгосрочное соглашение о стабилизации рынка нефти, сообщил Reuters наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Сальман. «Мы работаем над переходом от модели соглашения сроком на год на более долгосрочное — 10–20-летнее»,— сказал он. По его словам, у сторон есть общая договоренность о подобной кооперации, но детали пока не выработаны. Таким образом, Саудовская Аравия хочет закрепить успех, достигнутый сделкой членов ОПЕК и стран вне картеля во главе с Россией.
Сделка ОПЕК+ начала действовать с 2017 года, ее целью было сокращение накопленных в 2014–2016 годах запасов нефти и восстановление баланса на рынке после того, как цена Brent в начале 2016 года падала ниже $30 за баррель. Соглашение предполагает снижение добычи странами ОПЕК на 1,2 млн баррелей в сутки (б/с), а странами, не входящими в организацию,— на 558 тыс. б/с по отношению к октябрю 2016 года. В мае 2017 года сделка была продлена до 31 марта 2018 года на тех же условиях, а в ноябре 2017 года — еще на девять месяцев.
В Минэнерго РФ и крупнейших нефтекомпаниях не стали комментировать это заявление. Собеседник “Ъ” в отрасли отметил, что речь идет о продолжении кооперации с основными участниками рынка после завершения сделки ОПЕК+. Сама сделка истекает в конце 2018 года, и сейчас идут активные переговоры о механизмах выхода из нее. Формальным критерием достижения цели сделки является снижение запасов нефти до среднего уровня за последние пять лет. Глава Минэнерго Александр Новак 26 марта отметил, что «формула заключается в следующем: достижение конечных целей, после этого будет плавный выход».
Тем временем цена на нефть Brent уже превысила $70 за баррель, и отраслевые эксперты все чаще говорят о рисках роста сланцевой добычи в США. Так, в Fitch считают, что добыча в США может вырасти на 1,7 млн баррелей в сутки в 2018 году, но не ожидают снижения цен ниже диапазона $50–60 из-за роста потребления. При этом российские нефтекомпании, хотя и выполняют соглашение без серьезных нарушений, собираются наращивать добычу в ближайшие годы. Так, по стратегии «Роснефти», добыча нефти к 2022 году должна вырасти на 10%, до 250 млн тонн, что невозможно в текущих параметрах соглашения. «Газпром нефти» из-за сделки пришлось снизить темпы роста добычи, и глава компании Александр Дюков предполагал, что параметры соглашения во втором квартале могут претерпеть изменения, «которые приведут к увеличению квот» для участников сделки (цитата по Reuters).
Валерий Нестеров из Sberbank Investment Research скептически оценивает перспективы такого партнерства с учетом непредсказуемости рынка. Мотивация Саудовской Аравии понятна, отмечает эксперт: экспортер ищет пути сохранения своих доходов перед угрозой сланцевой добычи. При этом влияние ОПЕК серьезно снизилось за последние годы, а попытка Саудовской Аравии устроить «ценовые качели», уронив цены на нефть в 2015 году для разорения сланцевых производителей в США, оказалась неудачной. Учитывая разношерстный состав участников соглашения и их противоречия, можно предположить, что долгосрочная договоренность будет носить только рамочный характер и подвергаться корректировкам, замечает господин Нестеров. По его мнению, России, которая стремится сохранять долгосрочные отношения с ближневосточными партнерами, придется, как и раньше, отстаивать статус свободного игрока.
Как продление сделки ОПЕК+ отразилось на инвестициях в нефтяную отрасль
В январе к числу нефтекомпаний, обеспокоенных продлением сделки ОПЕК+ по сокращению добычи, присоединился ЛУКОЙЛ: его совладелец и глава Вагит Алекперов не исключил сокращения инвестпрограммы. Сложности, говорят источники “Ъ” на рынке и эксперты, могут возникнуть и у других активно инвестировавших компаний. Но государству сделка ОПЕК+ пока нравится: в этом году рост цен может принести бюджету дополнительно около 1 трлн руб.