Ликвидация заменила продажи
Ксения Дементьева об уставших собственниках банков
Термин «уставшие собственники» ввел в обиход зампред ЦБ Дмитрий Тулин. «Эти люди вошли в банковский бизнес давно, для них этот бизнес — почти семейный, а выйти из него почти невозможно». По идее господина Тулина, выходом для них мог бы стать Фонд консолидации банковского сектора (ФКБС) ЦБ, созданный для санации по-новому.
Однако по собственной воле «уставшие собственники» в ФКБС не спешат, так как фонд плотно ассоциируется с проблемными банками. По словам собеседников “Ъ” из числа консультантов по продаже банков, в связи с повышением требований к капиталу банков (с 1 января 2019 года) и напряженной обстановкой в секторе в целом сейчас ряд собственников «карманных» небольших банков ищут возможность выхода из них. «В основном это крупные региональные бизнесмены, которым крайне дорога своя репутация,— говорит один из собеседников “Ъ”.— Плотно заниматься банком времени и желания у них нет, а учитывая, что ЦБ регулярно отзывает лицензии, доверять бизнес управляющим рискованно».
Наиболее логичный выход — продажа, но к нему теперь многие собственники не готовы. «Мы искали покупателей на ряд небольших банков из четвертой-пятой сотни, но все, кто проявлял интерес, были фигурами неизвестными, и предсказать, что они сделают с банком, было невозможно,— добавляет собеседник “Ъ”.— Не секрет, что сейчас мелкие банки часто скупаются для сбора средств и дальнейшего вывода активов, обналичивания, долго такие банки не живут, а быть связанными с такими историями и рисковать получить претензии ЦБ собственники не готовы».
В такой ситуации все чаще напрашивается выход сдать лицензию и забыть про банк, пусть и ничего не получив взамен. Раньше на такие шаги шли в основном иностранные банковские группы, бизнес которых в России не задался, а рисковать мировым именем не хотелось. Теперь их опыт перенимают «уставшие собственники» банков из числа бизнесменов. Наглядным примером такого подхода может служить история белгородского Вэлтон-банка, лицензию которого ЦБ аннулировал в середине марта. Основным собственником банка являлся известный бизнесмен Геннадий Бобрицкий — основатель и владелец крупнейшего производителя мяса птицы в стране «Приосколье». Банк, занимавший 500-е место в системе, подал регулятору ходатайство о добровольной ликвидации, и после пересчета активов и обязательств ЦБ его удовлетворил. По словам собеседников “Ъ” из числа консультантов по сделкам купли-продажи банков, примеру господина Бобрицкого намерены последовать ряд других владельцев банков, безуспешно пытавшихся продать их в прошлом году. Они слишком устали искать надежных покупателей и быть банкирами.