Египет три дня выбирал одного
В стране подводят итоги перевыборов президента ас-Сиси
В Египте вчера завершились трехдневные президентские выборы, итоги которых будут объявлены 2 апреля. Несмотря на то что их победителем будет назван действующий глава государства Абдель-Фаттах ас-Сиси, главная интрига состоит в том, получит ли «сильная рука» Египта по-настоящему всенародную поддержку, подтверждающую, что его политике нет альтернативы. Для того чтобы сплотить массы вокруг национального лидера, в ходе прошедшей кампании власти активно взывали к сознательности граждан, использовали патриотические лозунги и призывали противостоять давлению Запада. С подробностями из Каира — корреспондент “Ъ” Марианна Беленькая.
Перекрытые улицы и музыка. По этим признакам в Каире можно было найти избирательные участки, которые охраняли военные в полной боевой выкладке.
Пока избирательные участки находились в готовности зафиксировать волю избирателей и отразить атаки воображаемого противника, по центральным районам Каира в течение трех дней разъезжали машины с громкоговорителями, из которых звучали патриотические песни и призывы проголосовать.
Несмотря на то что такие действия могли быть квалифицированы как нарушение закона о выборах, по улицам египетской столицы фланировали группы молодых людей в белых футболках с надписями: «Египет прежде всего! Голосуй! Участвуй!».
Впрочем, при всей навязчивости избирательной агитации она носила локальный характер — охватить всех избирателей у властей, судя по всему, физически не хватило ресурсов и средств.
Так, в египетской столице были целые районы, где за десять минут езды на машине можно было не встретить ни одного плаката с кандидатами. В этом состояло принципиальное отличие нынешней кампании от эпохи президента Хосни Мубарака, когда предвыборные постеры встречались на каждом шагу.
Однако, как и в свое время Хосни Мубарак, бесспорным фаворитом нынешних выборов был действующий глава государства Абдель-Фаттах ас-Сиси, которому просто предстояло пройти формальную процедуру переизбрания на второй срок. Его преимущество по количеству средств наглядной агитации было подавляющим: на 30 плакатов с президентом ас-Сиси приходился один плакат с его номинальным соперником, лидером партии «Аль-Гад» Мусой Мустафой Мусой.
Активную поддержку генералу ас-Сиси всячески демонстрировал бизнес. «Семья такая-то с президентом»,— гласили надписи на плакатах представителей делового сообщества, спешивших публично заявить о своей лояльности.
«За последние годы я ни разу не голосовал, а завтра пойду, чтобы поддержать президента»,— рассказал “Ъ” сотрудник местной авиакомпании Тарек Абдалла. «Мы должны показать Западу, что народ Египта делает свой выбор»,— продолжает собеседник “Ъ”.
Официальные результаты голосования и цифры явки станут известны только 2 апреля. Местные СМИ сообщают, что наибольшая активность избирателей была зафиксирована в провинции Северный Синай, где в феврале началась масштабная операция против террористов, а также в сельских районах. В Каире ситуация зависела от участка — где-то члены избирательной комиссии не успевали присесть, где-то откровенно скучали.
Хотя отдать свой голос официально можно только по месту регистрации, желающие могли заблаговременно поменять участок.
Прошедшее голосование контролировали судьи, в задачу которых входила сверка списков избирателей, выдача бюллетеней и подведение итогов. Судейский институт в Египте считают независимым и беспристрастным. С тех пор как судьям, а не местным чиновникам был поручен контроль над выборами, стало меньше сомнений в итогах голосования. Так, если во времена Хосни Мубарака явка на референдумах, по утверждению президента, легко переваливала за 80%, то после его свержения она не достигала 50%. Это свидетельствует об эффективности работы судей, которые не позволяют идти на приписки.
В то же время избежать пресловутых «каруселей», когда избиратели голосуют по несколько раз, помогал проверенный способ — после того как избиратель опускал бюллетень в урну, он должен был обмакнуть один из пальцев в несмываемые чернила.
Неудивительно, что сотрудники госучреждений еще в первый день полосования гордо демонстрировали друг другу измазанный чернилами палец. Согласно египетскому законодательству, за неучастие в выборах без уважительных причин положен штраф в 500 египетских фунтов (около $30), однако эта статья закона активно не применяется.
Многие владельцы предприятий привозили своих рабочих голосовать организованно. В связи с этим нередко на участках образовывались очереди из усталых мужчин в грязных галабеях — традиционной одежде бедняков. Одна из таких групп на глазах корреспондента “Ъ” стройными рядами отправилась на участок, выкрикивая лозунги о любви к родине. Казалось, что они идут не голосовать, а собираются брать штурмом местную школу.
Организованно пришли голосовать и сотрудники старейшего исламского университета «Аль-Азхар». С утра в понедельник они собрались в районе площади Тахрир, ставшей символом египетской революции, чтобы всем вместе отправиться на избирательный участок. «Мы отдаем свой голос Египту»,— заявил “Ъ” один из работников университета «Аль-Азхар».
«Я пошел на выборы, чтобы выиграть, я понимаю, что конкурирую с президентом Абдель-Фаттахом ас-Сиси, который многого добился. Но у меня хорошая программа, которая может изменить жизнь египтян»,— заверял “Ъ” Муса Мустафа Муса, который ранее был сторонником президента ас-Сиси и официально зарегистрировался в качестве кандидата накануне голосования, за 15 минут до закрытия избирательной комиссии.
На вопрос о своих шансах на победу Муса Мустафа Муса заявил “Ъ”, что надеется получить больше 50% голосов, но при этом не может скрыть улыбку, понимая всю неправдоподобность своего утверждения. По его словам, он до последнего надеялся, что у президента ас-Сиси появятся достойные конкуренты, в том числе бывший премьер-министр Ахмед Шафик.
«Когда в итоге никто не решился на участие в выборах, я выдвинул свою кандидатуру, чтобы избежать обвинений Египта в том, что у нас не демократические выборы, а референдум»,— пояснил он свое выдвижение.
Партия «Аль-Гад», которую представляет Муса Мустафа Муса, насчитывает примерно 120 тыс. членов, в парламенте у нее всего три депутата. Одна из первых оппозиционных партий Египта, «Аль-Гад» не имеет никакого влияния, впрочем, как и другие египетские партии. Еще одна оппозиционная партия «Ат-Тагамму», представленная в парламенте двумя депутатами, на прошедших выборах поддержала кандидатуру президента ас-Сиси.
«Это никакие не выборы, реальной конкуренции нет»,— посетовал в беседе с “Ъ” лидер внепарламентской Социалистической партии Ахмед Бахаэддин Шаабан.
Впрочем, больше ни от кого подобных утверждений корреспондент “Ъ” не услышала.