Facebook пошел на обновления

Как изменится политика безопасности для пользователей

Facebook согласился удалять информацию о пользователе по его желанию. После скандала с утечкой данных компания объявила о планируемых изменениях в настройках — каждый человек сможет запросить удаление информации о себе, будут и другие меры. Их перечень опубликован в блоге Facebook. Поможет ли это избежать скандалов в будущем? Об этом — Иван Якунин.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Первое обновление — просто косметическое. Разработчики собираются изменить дизайн меню настроек, чтобы пользователю было проще ориентироваться. Второе обновление чуть сложнее, но тоже не вызывает шок — появится новое меню, в котором все инструменты касаются только конфиденциальности, и пользователь якобы в пару нажатий сможет ограничить информацию, которой он согласен делиться. Третье — ключевое. Сейчас любой пользователь может запросить у Facebook данные о себе. На почту приходит zip-архив, в котором есть все фотографии, посты и сообщения. Теперь данные из этой базы можно не только изучать, но и удалять, тем самым регулируя информацию, которая может попасть к рекламщикам.

При этом удивительно, что все меры безопасности заработают только по воле самих пользователей, отмечает глава представительства компании Avast в России и СНГ Алексей Федоров.

«Facebook, по сути дела, перекладывает всю ответственность сейчас на пользователей, хотя и дает им некоторые инструменты. На мой взгляд, это очень точечные меры. Какие-то пользователи, наверное, будут следить за этим регулярно, какие-то — через некоторое время забудут, или им будет лень этим заниматься, и, по большому счету, вряд ли что-то сильно изменится», — заметил эксперт.

Озвученные меры — уже официальный ответ, и все изменения вскоре вступят в силу. А до этого Марк Цукерберг был куда более категоричен и уверял, что сейчас Facebook проверяет все приложения, способные собирать данные, и компания готова их заблокировать.

Однако эксперт по информационной безопасности Максим Эмм сомневается, что Facebook готов к радикальному изменению политики: «То, что сделал Facebook, в общем-то, напоминает борьбу пчел с медом. Бизнес соцсети завязан на том, что она собирает максимум информации о пользователях, их стиле жизни, поведении, интересах и так далее, и использует это для рекламных или иных целей. Поэтому формально они как бы делают некие шаги, но нужно понимать, что платформа ничего глобально менять не станет, поскольку это основа бизнеса Facebook».

В пользу этого тезиса свидетельствует и еще одна деталь. Недавно программист из Новой Зеландии запросил у Facebook данные о себе и обнаружил, что компании известно, кому он звонил и отправлял СМС, притом в корпорации после скандала пообещали ограничить сбор данных. Пользователи по всему миру повторили эксперимент программиста. Те, кто пользуется системой Android, также обнаружили данные о звонках.

IT-обозреватель портала CNews Игорь Королев рассказал, для чего это делается: «Приложение может запрашивать доступ к адресной книге и делает это, по крайней мере, декларативно, для удобства пользователя — чтобы понимать его предпочтения, круг интересов, знать его друзей. Кроме того, на Android-устройствах приложение Facebook предлагает еще и агрегировать СМС-сообщения, чтобы человек из одной вкладки работал и с сообщениями в соцсети, и с СМС. При первом приближении это выглядит удобно».

Сейчас скандал постепенно сходит на нет. Но в середине апреля Цукерберг выступит в американском Конгрессе, который инициировал собственное расследование, и неизвестно, как новую политику конфиденциальности Facebook оценят чиновники.

Ранее трое пользователей Facebook подали иск к компании по поводу сбора данных о звонках и СМС. Сумма требуемой компенсации пока не разглашается.

Вся лента