Страна активно разворачивает программу цифровой экономики. Какие составляющие необходимы для масштабных изменений в экономике регионов, какие шаги по созданию базы для программы уже сделаны и как бизнес переходит в «цифру»? Об этом рассказал директор компании «МегаФон» в Республике Башкортостан Дамир Байгильдин.
— Недавно сразу два авторитетных источника — Роскомнадзор и Ookla Speedtest заявили, что «МегаФон» не только лидирует в России по числу базовых станций всех сетей, в том числе 4G/LTE, но и опережает конкурентов по скорости мобильного интернета 4G. Каким образом качество связи влияет на цифровые решения?
— Ситуация в телекоме меняется стремительно, все время появляются новые технологии, растет трафик, меняются потребности абонентов, и сеть постоянно должна быть готова к большему. Можно уверенно говорить о том, что «голос» отдает первенство мобильному интернету, а абонент стремительно меняет профиль потребления в сторону цифрового. За год, к концу четвертого квартала 2017 года, количество пользователей скоростной сети 4G выросло на 84%, а 4G-трафик — в два раза. Именно под цифрового абонента мы активно развивали инфраструктуру, модернизировали транспортные каналы, строили скоростные сети 4G и сверхскоростную LTE-Advanced с максимально быстрым мобильным доступом в интернет — до 300 Мбит/сек.
Охват сети четвертого поколения «МегаФона» в Башкортостане сегодня обеспечивает уверенный доступ к скоростному интернету для 74% жителей региона, и мы продолжаем его расширять. В прошлом году значительно усилили покрытие и проникновение сигнала 4G внутри зданий благодаря применению «пробивных» частот 1800 МГц в дополнение к действующему диапазону 2600 МГц. А сверхскоростная технология LTE-Advanced доступна более 1,5 млн человек в республике в семи городах: Октябрьском, Туймазах, Мелеузе, Кумертау, Белорецке, Cибае, Нефтекамске и Уфе.
Сеть — это живой организм, который постоянно меняется для обеспечения высокого качества связи, какими бы высокими не были запросы абонентов. Если же судить по отраслевым стандартам, то «МегаФон» их перевыполняет. В Республике Башкортостан доля успешности голосовых и интернет-соединений превышает 99% — при нормативе в 95%. Высокая скорость передачи данных, мгновенный отклик и мощная транспортная сеть создают отличную технологическую основу для запуска новых технологий и решений, к примеру, на базе интернета вещей.
— Какие реальные шаги предпринимаются государством и бизнес-сообществом с целью скорейшего внедрения программы в регионах, и какая роль отведена операторам связи?
— «МегаФон» является активным участником государственной программы «Цифровая экономика». В частности, операционный директор компании Анна Серебряникова возглавляет рабочую группу «Информационная инфраструктура». Сеть — одно из важнейших направлений, базис для развития цифровых проектов. По мере развития цифровой экономики объемы данных будут увеличиваться, потребуется новая инфраструктура. Технологические и интеллектуальные ресурсы «МегаФона» позволяют разрабатывать решения для цифровой экономики.
В конце прошлого года центры компетенций совместно с рабочими группами по линиям «Нормативное регулирование» и «Информационная инфраструктура» представили первые планы мероприятий на ближайшие три года. В декабре 2017 года программа мероприятий рабочей группы «Информационная инфраструктура» была утверждена Председателем Правительства Дмитрием Медведевым. Работа предстоит очень масштабная. Во-первых, по изменению законодательства — в частности, Гражданского и Налогового кодексов, законов о персональных данных, об информации, о связи и других нормативных документов. В случае принятия законопроектов граждане смогут проходить идентификацию без предъявления паспорта, более комфортно дистанционно взаимодействовать с судебными органами и медучреждениями, оплачивать платные дороги без очередей перед шлагбаумом. Новшества позволят повысить безопасность электронных сделок, уточнят статус криптовалют, ICO, а также пределы применения искусственного интеллекта». В целом, план направлен на решение трех ключевых задач: создание в России возможностей повсеместного подключения к сети для граждан и предприятий, в том числе с использованием технологии 5G, создание межотраслевых цифровых платформ для работы с данными и существенное увеличение мощности российских центров обработки данных.
Как оператора, нас, в первую очередь, интересуют проекты, связанные с 5G, интернетом вещей, цифровыми платформами. Мы не просто ждем принятия законодательных инициатив, мы уже работаем над повышением уровня цифровизации отраслей, регионов. Так, «МегаФон» первым среди российских операторов запустил скоростные сети LTE и LTE-Advanced, в том числе в Республике Башкортостан. В 2017 году совместно с Huawei компания продемонстрировала в действии базовую станцию пятого поколения — 5G.
«МегаФон» обладает сочетанием надежной сетевой инфраструктуры и опытом реализации крупнейших проектов как для государства, так и для бизнеса. Мы хорошо понимаем потребности наших клиентов и предлагаем решения, которые выходят за рамки традиционного телеком-бизнеса. Например, в ноябре прошлого года мы представили наше первое автоматизированное правовое решение в сфере LegalTech, которое повышает шансы предпринимателей на успех при участии в тендерах государственных заказчиков.
— Вы упомянули об интернете вещей. Расскажите, где наиболее активно применяется эта технология и каковы перспективы роста?
— Интернет вещей применяется во многих сферах деятельности: добывающей, обрабатывающей, пищевой промышленностях, логистике и транспорте, финансовом секторе, страховании, энергетике и строительстве. С помощью этой технологии следят за производственными процессами, датчики и видеокамеры помогают управлять логистикой, собирать данные, экономить ресурсы.
К примеру, в Иннополисе «МегаФон» первым в России запустил «умное» решение для онлайн-мониторинга и контроля ресурсов ЖКХ на базе стандарта NB-IoT. Есть примеры и других регионов: в Челябинской области «МегаФон» устанавливает «умные» дорожные знаки, в Брянской — внедряет «умное» городское освещение.
Рынок интернета вещей и М2М в России, по оценке экспертов, за 2017 год увеличился на 30–37%. В ближайшие два года темпы роста количества IoT-модулей в РФ будут не ниже 25–30% в год (оценки AC&M). По нашим оценкам сегодня «МегаФон» занимает долю в 37% по числу применяемых в этой области сим-карт.
В Башкирии предприятия используют SIM-карты компании в датчиках тепла для контроля температурного режима и снижения риска аварийности, а охранные агентства — в датчиках контроля на объектах. Наша сеть используется для аналитики погодных условий вдоль трасс для своевременной очистки дорожного покрытия и предотвращения ЧС. Также с помощью сети «МегаФон» собирается информация об уровне очистке воды на очистных сооружениях.
— Какие еще «цифровые» решения востребованы бизнесом региона?
— Бизнес-клиенты в Башкортостане активно применяют «цифровые» сервисы «МегаФона», помогающие оптимизировать процессы, экономить, привлекать и обслуживать клиентов, а в конечном итоге увеличивать выручку. Например, услуга «Онлайн-конференция» помогает сократить затраты на командировки, мы кстати сами так экономим, услуга «Виртуальная АТС» — на организацию телефонии в офисе без проводов, 8800 — на создании call-центра. Услуги «Контроль кадров» и «Контроль автопарка» за счет дистанционного мониторинга автомобилей и персонала позволяет эффективнее распределять рабочее время и ресурсы, «Электронный документооборот» значительно ускоряет бухгалтерские процессы, а точечный инструмент «МегаФон. Таргет» снижает расходы на рекламу и повышает эффективность привлечения клиентов.
Из перспективных предложений на базе интернета: решение по работе с онлайн-кассами, которое позволяет передавать данные о расчетах с покупателями онлайн, в соответствии с требованиями 54-ФЗ.
«Умные» решения востребованы почти во всех сегментах корпоративного бизнеса. Уверен, приведенные примеры убеждают в позитивном влиянии тренда цифровизации на деловые процессы.