Напряженная противопожарная обстановка

Родственники жертв Кемерово заявили в прокуратуру о бездействии пожарных

Прокуратура Кемерово начала проверку по жалобам родственников людей, погибших при пожаре в ТРЦ «Зимняя вишня». Авторы жалоб полагают, что пожарные работали непрофессионально и «боялись нарушить инструкции», чем погубили их родных. Они просят «незамедлительно изъять» для анализа записи переговоров экстренных служб. Сами спасатели утверждают, что делали все возможное, но столкнулись с отсутствием помощи от руководства «Зимней вишни» и неработающей противопожарной системой в «огромном и сложном» здании ТРЦ. Кроме того, у местных пожарных было не много опыта тушения подобных пожаров, а тем более спасения во время них большого количества людей. Собеседники “Ъ” в МЧС полагают, что их коллеги «вытаскивали людей по годами закрепленному принципу "хватай самых ближних"» и могли просто не успеть вывести тех, кто находился ближе к очагу возгорания. Ими в основном и оказались дети.

Действия пожарных вызвали вопросы у потерпевших и прокуроров

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

По словам Константина Захарова, активиста кемеровского движения «Зимняя вишня», собирающего данные о погибших в ТРЦ, родственники написали жалобы в прокуратуру, чтобы получить «правовую основу для получения информации» о трагедии. «Дети звали на помощь, спасатели могли выломать дешевые двери в кинозалы и спасти их. Но никто не решился нарушить инструкции»,— уверен он. По данным “Ъ”, прокуратура приняла три заявления. Автор одного из них — Игорь Сабадаш, потерявший в пожаре дочь, невестку и трех внуков, просит «незамедлительно изъять» записи переговоров между сотрудниками МЧС, а также звонков (очевидно, речь идет о детализации телефонных переговоров.— “Ъ”) между погибшими и их родственниками. Господин Сабадаш просит «разобраться в бездействии и неправильных действиях спасательных служб». Автор еще одной жалобы Надежда Вострикова рассказала “Ъ”, что сама столкнулась с тем, что пожарные «стояли как вкопанные», вместо того чтобы помогать ее дочери, запертой в горящем кинозале. «Она позвонила мне около 16:00, сказала, что у них задымление и их не выпускают из зала. Я добежала до ТРЦ за три минуты, поднялась на четвертый этаж (там располагались кинозалы, где нашли большинство жертв, и детская игровая зона, в которой находился первый очаг пожара.— “Ъ”) и увидела там мужчин в форме пожарных»,— объяснила она. Госпожа Вострикова, по ее словам, умоляла пожарных о помощи, но те «не реагировали». А через несколько минут дочь вновь позвонила ей и, умирая, попрощалась. Схожие истории и обвинения пожарные услышали накануне, когда пришли общаться с близкими погибших. Беседа закончилась тем, что спасатели с трудом покинули зал с разъяренными родственниками жертв. Всего в результате пожара погибли 64 человека, среди них — 41 ребенок.

Прокуратура Кемерово уже начала проверку по заявлениям на пожарных, внутреннюю ревизию проводят и в областном управлении МЧС. «Если виновные есть, они должны будут ответить. Я не собираюсь ничего скрывать»,— сказал “Ъ” глава ведомства Александр Мамонтов.

Пожарные утверждают, что сделали все возможное для спасения людей. Один из участников пожаротушения Андрей Бурсин, первым прибывший на место трагедии, насчитал минимум 15 человек, которых спасли его коллеги. «С крыши ТРЦ спустили 13 человек. Одного мужчину нашли на четвертом этаже, еще одну женщину вытащили из заблокированного лифта»,— рассказал он. Всего, по данным МЧС, из горящего здания было спасено более 100 человек. Еще больше людей покинули его сами.

По словам господина Бурсина, спасателей никто из администрации «Зимней вишни» не встречал, ни одна из противопожарных систем в здании не работала. Им пришлось действовать в условиях «огромного здания со сложной планировкой», в котором дым и огонь распространялись очень быстро из-за особенностей конструкции и работавшей вентиляции. «Все до одного эвакуационные выходы были закрыты»,— добавил он. В МЧС рассказывают, что глава министерства Владимир Пучков похвалил подчиненных за работу на пожаре.

Впрочем, не исключено, что в словах родственников жертв есть доля истины. Изучение официального сайта кемеровского управления МЧС на предмет информации об имевших место в регионе пожарах и операциях по борьбе с ними показало: ни один из его руководителей никогда не организовывал тушение похожего по масштабам и специфике пожара. Единственное подобное ЧП произошло в Кемерово в 2014 году, когда сгорел мебельный торговый центр «Панорама», который проходил по похожему сценарию: противопожарные системы не сработали, и огонь быстро распространялся по горючему пластику. Жертв тогда удалось избежать потому, что инцидент произошел ночью, когда в «Панораме» почти никого не было. «Нельзя говорить, что у людей полностью отсутствовал опыт из-за того, что ТРЦ никогда не горели. Навыки борьбы с огнем пожарные получают даже на квартирных возгораниях. Кроме того, очевидно, что при работающей системе дымоудаления и тушения не то чтобы не случилось такой трагедии, возможно, даже ехать спасать никого бы не пришлось»,— сказал “Ъ” источник в системе МЧС. Но, по его словам, «каждый такой пожар чаще всего открытие»: «Для любого сложного объекта должен быть план пожаротушения. Но реальная обстановка отличается от "нарисованной". Поэтому люди действуют по опыту».

По его словам, претензии пострадавших по оперативности и грамотности работы пожарных являются одними из самых частотных. «В 90% случаев мы узнаем о себе, что приехали пьяные, неготовые и без воды. Это несправедливо, и именно поэтому абсолютно все разговоры и вызовы внутри экстренных служб записываются. Пусть поднимают. Сообщение об огне в "Зимней вишне" поступило в 16:05, первые расчеты там были в 16:09, то есть вдвое быстрее норматива для городских территорий. Это будет легко доказать с помощью прослушивания переговоров. Подавляющее большинство претензий отпадает после этой процедуры»,— объяснил собеседник “Ъ”. На спасение людей из подобного пожара «у спасателей есть от силы час»: «Все остальные дополнительные силы, в том числе из соседних регионов,— это, к сожалению, уже группировки для разбора завалов».

Специалист в области расследования причин пожаров профессор кафедры надзорной деятельности Академии МЧС Сергей Назаров не считает, что пожарные боялись нарушить какую-то «инструкцию». «Есть такое правило: спасай тех, кого ты видишь, кто рядом. Это логично: если идти вглубь пожара, ты можешь там никого не найти и не вывести. И при этом не успеть спасти тех, кого уже нашел и кто, казалось бы, находится в чуть меньшей опасности»,— объяснил он. В то же время профессор Назаров не во всем согласен и с доводами пожарных. «Чем сложен этот ТРЦ? Это же большой магазин! Законодательно план пожаротушения обязателен только для производственных объектов. Там описано местонахождение всех источников воды, входы, выходы и пути движения пожарных бригад, причем в худшем из возможных вариантов развития ситуации. Для остальных объектов они составляются по большому счету по доброй воле самих пожарных. Если это такой сложный объект, почему надзорщики на это не указывали? Тут явная нестыковка между теми, кто надзирает, и теми, кто тушит»,— объяснил он. По словам Сергея Назарова, обязанность сотрудников администрации ТРЦ встречать пожарных «закреплена на понятийном, а не на законодательном уровне»: «Когда есть налаженная система пожарной безопасности, обязательно имеется ответственный, который показывает пожарным, где что находится в здании». «К подготовке самих пожарных есть вопросы. Раньше у них были изолирующие противогазы, позволяющие работать без перерыва два часа, сейчас лишь 50-минутные баллоны. Я сомневаюсь, что все службы были полностью готовы как технически, так и профессионально к тушению такого пожара»,— резюмировал эксперт.

Оксана Павлова, Новосибирск; Юлия Матющенко, Кемерово; Всеволод Инютин

Фотогалерея

Пожар в торговом центре в Кемерово

Смотреть

Вся лента