В рабочем состоянии

Пермские предприятия, несмотря на кризис, готовы вкладывать средства в заботу о здоровье сотрудников. Среди бонусов для работников — полисы добровольного медицинского страхования, обеспечение приема медицинских специалистов прямо на работе и даже компенсации за посещение фитнес-залов.

Ради повышения эффективности труда пермские предприятия готовы предоставлять своим сотрудникам дополнительные меры поддержки. Расширенный социальный пакет — уже довольно распространенное явление в крупных пермских компаниях, говорят специалисты. Опрошенные BG представители предприятий рассказали, что в рамках дополнительной мотивации сотрудников в социальный пакет могут быть включены такие бонусы, как полис добровольного медицинского страхования (ДМС), путевки в санатории или закрепление прямо на предприятии дополнительного медицинского персонала.

Многие мероприятия, связанные с охраной здоровья, регламентированы законодательством. Так, проведение периодических медицинских осмотров характерно в основном для крупных промышленных предприятий, на которых производственные факторы могут влиять на состояние здоровья сотрудников. «Основной целью всех организуемых видов медосмотров является возможность динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления заболеваний, начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирования групп риска по развитию профессиональных заболеваний», — пояснили BG в «Новогор-Прикамье». Предприятие также ведет мониторинг вредных и опасных производственных факторов, проводит специальную оценку условий труда. Для работников вредных и опасных производств законодательством предусмотрены дополнительные льготы и компенсации в виде дополнительного отпуска, сокращенной рабочей недели, льготной пенсии, спецпитания или повышенного уровня оплаты труда.

Немало компаний говорят о готовности выйти за рамки законодательства и обещают своим сотрудникам расширенные социальные пакеты. В основном это касается дополнительных корпоративных мероприятий. В «Новогор-Прикамье», например, организована корпоративная спартакиада, целью которой является популяризация здорового и активного образа жизни.

«Многие пермские производственные предприятия, заинтересованные в сохранении рабочей силы, реализуют на своих предприятиях различные медицинские, страховые программы. На некоторых крупных предприятиях сохраняются условия в рамках коллективного договора (в частности, где есть вредные условия труда): санаторий-профилакторий (на территории предприятия, либо отправляют в санатории на территории России — в Сочи, например), поликлиника, тренажерный зал, бассейн, лыжная база, отпуск больше 28 дней. Часть или полностью компании оплачивают»,— рассказывает Ольга Попова, руководитель группы консультантов агентства по подбору персонала «Анкор индастри». По ее словам, такие опции действительно привлекают соискателей нового места работы и могут стать решающими, если условия по заработной плате примерно одинаковые. «Для специалистов в сфере продаж в настоящее время уже практически стандартным является такой пункт в ожиданиях от нового места работы, как полис ДМС и страхование от несчастного случая (так как работа у них, как правило, разъездная, нужно использовать автомобиль). Крупные иностранные компании, крупные российские компании данные условия готовы предоставлять»,— рассказывает госпожа Попова. При этом она отмечает, что для соискателей наличие или отсутствие ДМС или страховки может быть не так критично, если в целом условиях найма их удовлетворяют. «Но в то же время их может больше привлекать работодатель, который заботится о своих сотрудниках и предлагает расширенный социальный пакет. Таким работодателям значительно проще привлечь в компанию интересных кандидатов», — уточняет она.

В АО «ОДК — Пермские моторы» рассказали, что организуют медицинские осмотры, цеховую медицинскую службу, оказывают первичную медико-санитарную помощь через систему здравпунктов, разрабатывают и реализуют программы профилактики производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

С 2016 года прямо на предприятии еженедельно принимает терапевт. У заводского терапевта можно оформить больничный лист, справки на санаторно-курортное лечение, пройти профилактические осмотры или первый этап диспансеризации. Предприятие организовало также специальное отделение медицинской цеховой службы в городской поликлинике №5, расположенной неподалеку. Сотрудники предприятия при обращении в отделение могут всего лишь предъявить рабочий пропуск как подтверждение, что они действительно работают на «Пермских моторах».

Аналогичная система поддержки здоровья сотрудников действует и в ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь». Там в рамках программы обеспечения здоровья сотрудников организованы медицинские осмотры и оказание первичной медико-санитарной помощи работникам в здравпунктах. Компания частично компенсирует сотрудникам санаторно-курортное лечение раз в два года, а также готова предоставлять полис ДМС.

«Все работники общества застрахованы по договору страхования от несчастных случаев (ДНС). С 2017 года ООО „ЛУКОЙЛ-Пермь“ осуществляет страхование работников по договору ДНС не только по страховым случаям, наступившим на производстве. За счет собственных средств общество распространило страховую ответственность страховщика по договору ДНС на страховые случаи, произошедшие в быту и наступившие с застрахованным работником в период действия договора страхования, независимо от времени суток, как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами», — рассказали BG в пресс-службе компании.

Специалисты «Анкора» отмечают, что в 2008–2012 годах включение ДМС в социальный пакет было характерно для западных компаний-производителей товаров народного потребления, а теперь такой подход стали использовать и крупные российские компании-производители, потому что ДМС действительно может стать дополнительным стимулом для привлечения новых сотрудников в компанию. По словам консультанта «Анкора» Екатерины Коноваловой, соискатели понимают, что ДМС может сэкономить им часть расходов, которые они тратят в обычной жизни на стоматологию или на лечение. «На эмоциональном уровне сотрудник понимает, что компания о нем заботится, и это приятно. К страхованию жизни или участию в пенсионных программах прибегают больше западные компании-производители, потому что в их корпоративной культуре принято заботиться не только о здоровье, но и о жизни сотрудников», — рассказывает госпожа Коновалова.

В некоторых отраслях дополнительные меры поддержки персонала особенно актуальны. Например, ИТ-индустрия испытывает сильнейший дефицит опытных кадров. «Поэтому в борьбе за привлечение лучших кадров, их дальнейшее удержание и обеспечение текущего отличного самочувствия большинство ИТ-компаний предлагают для сотрудников ДМС, полную или частичную оплату спортивных залов или бассейнов, в некоторых компаниях есть даже штатный или приходящий профессиональный массажист, комната психологической разгрузки, места для игры в настольный теннис, хоккей или футбол», — говорит операционный менеджер «Анкор финтек» Ирина Денисова. Она уточняет, что менеджмент таких компаний четко осознает связь между тем, насколько хорошо отдохнул программист, насколько хорошо он ощущает себя и физически, и эмоционально, и его работоспособностью и эффективностью — качеством и сроками написания кода. При этом в таких компаниях специалисты по найму серьезно следят за запросами своих сотрудников и каждые полгода вносят корректировки в программы стимулирующих мероприятий для выявления наиболее значимых условий труда.

Директор пермского филиала Tele2 Антон Антонов подтверждает, что забота о сотрудниках — часть корпоративной философии. «В сфере телекоммуникаций работают заинтересованные, увлеченные, образованные люди, поэтому наша задача — быть привлекательным работодателем. У нас есть много материальных и нематериальных программ, направленных на создание комфортных условий для наших сотрудников. Мы делаем ставку на здоровый образ жизни и предоставляем широкий перечень компенсаций и льгот. Например, специалисты проходят диспансеризацию, мы полностью оплачиваем до 30 дней больничного. Все наши работники защищены от несчастного случая, от других неприятностей, с которыми они могут столкнуться, в том числе и в поездках за границу. Мы хотим, чтобы людям было комфортно работать, в 2017 году в филиале мы открыли комнату отдыха с пуфами, зеленым газоном и столом для пинг-понга», — рассказывает господин Антонов. Кроме того, компания практикует выплату компенсаций сотрудникам, которые приобретают абонементы в спортивные клубы города. «Это и приятный бонус для спортсменов, и приятный стимул для вовлечения в здоровый образ жизни. Некоторые думают: почему бы не воспользоваться, и начинают регулярно заниматься плаванием или ходить в спортзал. По нашим данным, в прошлом году компенсацией воспользовались около 55% работников, процент растет год от года», — продолжает Антон Антонов. В прошлом году компания запустила федеральный проект — бесплатный корпоративный онлайн-фитнес-марафон Tele2 Fit для сотрудников компании. Цель проекта — сформировать спортивные привычки. Как рассказал господин Антонов, участники могли выбрать одну из трех программ тренировок, в зависимости от уровня физической подготовки: для молодых мам, для новичков и для опытных спортсменов. Каждый участник в личном кабинете получает ежедневное задание для тренировок, которое выполняет самостоятельно дома, без использования профессионального оборудования и тренажеров. Чтобы помочь участникам, в личном кабинете был создан индивидуальный чат с тренером и врачами. В течение сезона консультанты в режиме онлайн оценивали не только достижения, но и правильность выполнения упражнений. Корпоративные спорт­смены могли побороться за призы, для этого нужно было пройти все тренировки и представить тренерам видео- и фотоотчеты. Главными призами были три годовых абонемента в спортклубы для победителей в каждой программе. Дополнительно разыгрывались фитнес-браслеты. В марафоне Tele2 Fit приняла участие почти половина компании: это около 3 тыс. человек по всей стране.

ИРИНА ПЕЛЯВИНА

Вся лента