Целевое обучение переводят на госзаказ
Отношения работодателей и выпускников вузов будут детально регламентированы
Госдума поддержала намерение государства обязать студентов, которые получили образование в рамках целевого приема, работать не менее трех лет после выпуска на предприятии—заказчике обучения. Соответствующий законопроект был принят в первом чтении в четверг. Документ меняет систему штрафов за нарушение условий договора о целевом обучении как для студентов, так и для предприятий. В Российском студенческом союзе полагают, что новая система штрафов «ущемляет права студентов». В среде работодателей считают, что целевой прием работает некачественно, а «косметические правки законодательства ситуацию не изменят».
Минобрнауки 29 марта представило в Госдуме законопроект, определяющий новые правила целевого приема в вузы. Речь идет о форме обучения, когда студент учится за счет бюджетных средств по заказу предприятия, а после выпуска обязан отработать на нем предусмотренное договором количество лет. Сейчас вузы, компании и абитуриенты самостоятельно договариваются о конкретных условиях обучения и последующей отработки. Ежегодно в России по целевому приему проходят обучение около 250 тыс. человек.
Представленные Минобрнауки поправки призваны регламентировать процесс целевого обучения более детально. В частности, ведомство предлагает установить обязательный срок работы на предприятии—заказчике обучения «не менее трех лет». Законопроект также меняет порядок установления квоты приема на целевое обучение. Теперь перечень специальностей и направлений подготовки будут определять правительство РФ, региональные или муниципальные власти (в зависимости от того, из какого бюджета финансируется обучение студента), исходя из «потребности экономики и состояния рынка труда». «Эти изменения направлены на проведение приема только по тем специальностям и направлениям подготовки, по которым дефицит кадров не может быть восполнен рынком труда самостоятельно»,— пояснил депутатам на заседании статс-секретарь, заместитель министра образования и науки Павел Зенькович. Сейчас направления подготовки для целевого обучения определяют вузы и их учредители.
Кроме того, документ увеличивает число заказчиков целевого приема. Теперь участвовать в такой форме обучения сотрудников могут организации, входящие в систему госкорпораций, госкомпаний и их дочерних хозяйственных обществ. «Это позволит включить в число заказчиков организации "Росатома", "Роскосмоса" и других государственных корпораций и компаний»,— сказал Павел Зенькович.
Изменения касаются также системы штрафов для нарушителей условий договора. Если правила нарушил студент, то он будет обязан в полном объеме возместить заказчику целевого обучения расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки (например, стипендия или оплата жилья). Действующие нормы федерального закона «Об образовании» обязывают таких студентов возмещать расходы в двойном размере. Такое смягчение должно «повысить привлекательность механизма целевого обучения со стороны граждан», говорится в пояснительной записке к законопроекту. Для компаний штрафные санкции также изменены. Если раньше предприятие отказывало студенту-целевику в приеме на работу, то оно должно было выплатить ему компенсацию также в двойном размере от затрат на меры социальной поддержки, предоставленные в течение обучения. Теперь же компания-нарушитель будет обязана выплатить студенту трехкратную величину среднемесячной региональной заработной платы. Дополнительно предусматривается штраф в размере бюджетных расходов на обучение студента, которые должны быть компенсированы нарушителем. «Самое главное, если договор не исполнен, независимо от того, по вине ли предприятия или по вине гражданина, тот, кто виноват, должен будет возместить государству стоимость обучения и подготовки специалиста за пять лет»,— подчеркнул господин Зенькович.
Изменение механизма штрафов «относительно ущемляет права студентов», считает сопредседатель Российского студенческого союза Василий Михайлов. «Получается несоответствие: если студент нарушил условия договора, он обязан выплатить компенсацию, значительно превышающую сумму, которую обязана возместить организация-нарушитель»,— говорит он. Вместе с тем господин Михайлов поддерживает включение госкорпораций в перечень возможных заказчиков целевого обучения, «многие студенты хотели бы там работать». Однако нерешенной остается проблема «несоответствия уровня обещанных работодателем зарплат на момент заключения договоров реальным суммам, которые получает выпускник при трудоустройстве», считает эксперт.
Принятые в первом чтении поправки «необходимы и делают процедуру целевого обучения более прозрачной для всех участников процесса»,— заявил “Ъ” проректор по учебной работе Уральского федерального университета Сергей Князев. Отвечая на вопрос о возможном злоупотреблении целевым приемом абитуриентами со слабыми результатами, господин Князев сказал, что, «как и все абитуриенты вузов, студенты, претендующие на целевое обучение, могут иметь баллы ЕГЭ разного уровня, но единой для всех является необходимость участия в конкурсных процедурах при поступлении». По его словам, вузы самостоятельно регулируют минимальные баллы, необходимые для поступления, «тем самым отбирают лучших претендентов».
«В целом целевой набор сейчас работает не очень качественно,— считает председатель комитета по профессиональному образованию и подготовке кадров общественной организации "Деловая Россия" Александр Рудик.— Например, мне как руководителю предприятия абитуриент Иванов показался неплохим парнем, мы заключили договор на целевое обучение, а на выходе я получил не то, что ожидал. У этого две причины: либо студент плохо учился, либо вуз плохо учил». Часто целевым обучением пользуются студенты, которые понимают, что на бюджетное место самостоятельно поступить не могут, настаивает господин Рудик. «В любом случае издержки несет работодатель, который либо должен выплатить компенсацию, либо доучить студента за свой счет, либо взять его "на передержку"»,— говорит он. Эксперт уверен, что изменить ситуацию могло бы «кардинальное изменение подходов»: от целевого обучения к адресным стипендиальным программам, напрямую с бюджетными средствами не связанными. «Этот подход развивается на Западе и позволяет уменьшить количество случаев, когда студент передумал учиться или плохо справляется. Сейчас основная проблема в том, что работодатели часто не доверяют вузам, а косметические поправки законодательства вряд ли помогут эту проблему решить»,— говорит он.
Поправки к законопроекту ко второму чтению должны быть представлены до 27 апреля 2018 года.