«Если бы мы отказались от эквайринга сейчас, потеряли бы около 30% товарооборота»
Директор и совладелец ООО «Кулинария-Люкс» Людмила Сибирякова о безналичном обороте, работе с банками и удачной локации
В кулинарии «Люкс» много посетителей не только в обеденный перерыв. В три часа дня Людмила Сибирякова едва успевает отвлечь кассира для съемки нескольких фотографий — в зале людно, и новые клиенты регулярно заходят за салатом, гуляшом или булочкой. Большая часть покупателей рассчитываются банковскими картами — за восемь лет безналичный оборот ее компании вырос с 10% до 56%. Людмила Сибирякова рассказывает, почему не нужно бояться эквайринга, для какого бизнеса он необходим и во сколько обходится подключение и обслуживание услуги.
— Сейчас у вашей компании две кулинарии в местах с большой концентрацией офисов: на переулке Центральный рынок, 6 и на улице Гоголя, 57. Расскажите, чем обусловлен выбор места и как вы конкурируете с ресторанами вокруг?
— Первую кулинарию на месте бывшего центрального рынка мы с партнером по бизнесу открыли в сентябре 2009 года. Я живу недалеко от этого места, но до открытия бизнеса даже не знала, что эта маленькая улочка так называется, потому что выглядит она совсем не центрально. Тогда здесь уже был снесен центральный рынок, началась стройка, и только бегали бездомные собаки. Раньше я работала директором большого магазина, продукты питания — моя знакомая сфера. Идея открыть кулинарию пришла в голову, потому что рядом не нашлось места, где можно было вкусно и недорого поесть или купить еду с собой на вынос. В выходной иногда некогда готовить и некуда пойти. Мы решили открыть такое предприятие, куда хозяйка может прийти и купить готовый домашний завтрак, обед или ужин. Также мы сразу начали предлагать выпечку и торты, чтобы с нами можно было провести и праздничный день. Нам с компаньоном самим не хватало такой продукции — вкусной, домашней и недорогой. Второй магазин, который находится на Гоголя, мы открыли в 2016 году. Это тоже деловая улица, где много офисов и новая жилая застройка. У нас там есть постоянная покупательница из дома «Дипломат». Она рассказала, что не стала делать в доме кухню — завтракать обедать и ужинать ходит к нам.
— Когда вы почувствовали, что бизнес начал расти?
Эквайрингом называется процесс оплаты товаров и услуг платежными картами. Техническую сторону процесса оплаты берет на себя банк — эквайер. Если магазин хочет внедрить безналичную оплату, он обращается к банку и заключает договор. Эквайер дает магазину специальные терминалы для оплаты и берет комиссию с каждой безналичной транзакции. Существует также интернет-эквайринг — в этом случае эквайер «устанавливает» на сайте продавца специальные кнопки, позволяющие оплачивать товары картами прямо на сайте.
— Сначала мы принимали только наличные платежи. Но общаясь с покупателями, мы поняли, что поставить оборудование для эквайринга нужно как можно быстрее. Дело в том, что мы открыли кулинарию в месте с большим количеством офисов. Наши клиенты очень продвинутые, регулярно спрашивали кассиров о возможности безналичного расчета. Буквально через дорогу от нас располагается главный офис Уральского банка реконструкции и развития (УБРиР), банковские сотрудники тоже предпочитают рассчитываться картами. Они и порекомендовали нам попробовать услугу эквайринга, которой мы начали пользоваться с января 2010 года.
— Как внедрение безналичных платежей повлияло на товарооборот и на ведение бизнеса?
— Изначально доля покупок, приобретаемых по картам, составляла около 10% в общем товарообороте. Сейчас безналичным способом расплачиваются больше половины наших покупателей, а доля эквайринга продолжает расти. Не знаю, есть ли здесь предел, но в прогрессивных европейских странах эта доля доходит до 95%, думаю, и мы к этому придем. Сейчас трудно себе представить, чтобы на торговом предприятии не было безналичных платежей.
— Какие преимущества, помимо роста объема продаж, вы видите?
— Мне кажется, покупатель проще расстается с электронными деньгами. Он легче добавляет дополнительные позиции к заказу, средний чек увеличивается. Кроме того, значительно увеличивается скорость обслуживания покупателей, особенно с появлением терминалов, поддерживающих бесконтактную оплату. Сейчас транзакции проходят практически молниеносно, а кассиру не нужно тратить время на поиск сдачи. Есть еще один положительный момент в безналичном обороте. Когда мы только открылись, несколько раз сталкивались с оплатой фальшивыми деньгами. Причем обнаруживалось это уже постфактум. При безналичном расчете этот риск ликвидируется. Также ликвидируются риски случайного или намеренного обсчета со стороны покупателя или продавца.
Думаю, если бы мы отказались от эквайринга сейчас, потеряли бы около 30% товарооборота — невообразимо такое представить. Это произошло бы еще и потому, что многие наши покупатели просто не носят наличные деньги.
— Как вы выбирали банк-эквайер?
— Еще в 2010 году, когда обороты нашего предприятия были небольшие, мы самостоятельно приносили и сдавали выручку в банк. Когда мы открывали расчетный счет, то выбрали УБРиР. Вдобавок к расчетному счету менеджеры порекомендовали подключить и эквайринг. Да и наши покупатели все чаще спрашивали нас, принимаем ли мы безнал, поэтому мы все-таки решились. Сейчас большая часть платежей проходит по картам, и это позволяет экономить на инкассации.
УБРиР подключил эквайринг бесплатно и быстро — через три дня после подачи заявки в магазине уже стояло полностью настроенное оборудование. Кстати, pos-терминал банк дает в пользование тоже бесплатно. Специалисты банка помогают моим сотрудникам освоить терминал, отвечают на любые вопросы.
Вообще к внедрению тех или иных услуг нас часто подталкивают покупатели. Так было с бесконтактными платежами. Когда оплата через смартфон стала набирать популярность, у нас еще не стоял терминал, поддерживающий этот тип оплаты. Наши прогрессивные покупатели говорили, что нельзя отставать от жизни. И мы вовремя исправились.
— Многие предприятия торговли не спешат внедрять безналичные платежи, так как не хотят отдавать банку процент с каждой транзакции. Во сколько вам обходится эта услуга?
— Процент с транзакции для каждого предприятия свой в зависимости от тарифа. Наш тариф в УБРиР зависит от оборота — чем он выше, тем процент меньше. Сейчас мы платим по минимальной ставке 1,8%. То есть с продажи условной шоколадки за 10 руб. банк получит 18 коп. Это не те цифры, которых стоит бояться торговому предприятию.
— Что еще, на ваш взгляд, пугает предпринимателей?
— Возможно, какой-то бизнес пугает, что банк будет видеть все его транзакции, и предпринимателю придется выходить из тени. Но те, кто сегодня не внедряет безналичные платежи, однозначно теряют своего покупателя. Переводы денег на карту, когда при отсутствии pos-терминала клиент вынужден направить продавцу сумму через мобильный банк, портят имидж компании. И это просто неудобно.
— У вашей кулинарии есть сайт, через который можно оставить заявку на покупку тортов и пирогов, но оплатить заказ картой нельзя. С чем это связано?
— Клиенты часто спрашивают нас, когда на сайте будет внедрена онлайн-оплата. Мы уже давно думаем об установке интернет-эквайринга, чтобы любой посетитель, не выходя из дома, мог заказать пироги или торты. Сложность заключается в том, что все десерты делаются под заказ и продаются на развес, цена также зависит и от наличия декора: надписей, ягод, фруктов. Думаю, что в скором времени мы решим этот вопрос, создав, к примеру, конструктор тортов.
— Необходимы ли вам сегодня наличные для расчета с контрагентами?
— Большинство расчетов мы проводим через расчетные счета, однако, действительно, есть контрагенты, с которыми мы рассчитываемся только наличными. Как правило, это небольшие предприятия. Например, пасека, в которой мы закупаем мед для своих десертов. За наличные мы также покупаем сезонные фрукты, зелень, ягоды в садовых товариществах. В основном это небольшие суммы. Раньше наличными мы рассчитывались при оптовых покупках в торговой сети Metro. Но и эта необходимость отпала, когда УБРиР выпустил нам карту, привязанную к счету предприятия.
— Какими еще банковскими услугами вы пользуетесь?
— Мы постоянно пользуемся интернет-банком. Там удобно отслеживать все движения средств, в том числе поступления денег по эквайрингу: все транзакции текущего дня поступают на расчетный счет до 12 часов следующего дня. Также через интернет-банк я осуществляю все платежи с партнерами, получаю консультации банка, проверяю контрагентов. С внедрением этих услуг у меня появилось больше свободного времени, которое я могу посвящать обучению — поездкам на профильные выставки, мастер-классы и семинары.