Учебникам есть чему поучиться
В Госдуме призвали ужесточить ответственность за ошибки в школьных пособиях
Минобрнауки предлагает проводить экспертизу школьных учебников за счет бюджетных средств. По оценкам участников рынка, стоимость экспертизы может доходить до 2,5 млн руб. за учебный комплект. Изменения в законодательство предложил внести заместитель министра образования и науки Павел Зенькович на слушаниях в Госдуме. Депутаты констатировали, что качество учебников «не может быть признано удовлетворительным», и рекомендовали рассмотреть вопрос об установлении ответственности за экспертизу учебников.
«Качество учебников в России не может быть признано удовлетворительным»,— задала тон парламентским слушаниям, посвященным проблемам экспертизы учебных пособий, заместитель председателя думского комитета по образованию и науке Любовь Духанина. «Бабушка одного ребенка сообщает, что внучке в первом классе задали читать рассказ про зайцев,— рассказала она.— Зайцы собрались обсудить, как им тяжело живется: все хотят их съесть. Пришли к выводу, что лучше умереть сейчас, чем всю жизнь трястись от страха, и решили утопиться».
Глава комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов сообщил, что в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в школах, входят только 79 наименований учебников для изучения родных языков, что обеспечивает изучение семи языков. «И то не полностью,— уточнил он.— У кого-то только для начальных классов, у кого-то только для пятого класса. А с остальными 17 языками что делать? Для них учебников нет». Депутат посоветовал образовательному ведомству «поискать механизмы поддержки издания таких учебников».
Заместитель министра образования и науки Павел Зенькович пояснил, что рекомендованные к использованию в школах учебники проходят несколько типов экспертиз, после чего включаются в федеральный перечень учебников. «Научную, педагогическую, общественную и этнокультурную экспертизы,— перечислил чиновник.— Кроме того, они должны соответствовать предметным концепциям преподавания, федеральным государственным образовательным стандартам и примерным образовательным программам, которые утверждаются на федеральном уровне». Сейчас в федеральный перечень включены 1377 учебников, сообщил он. Павел Зенькович обратил внимание, что сейчас за экспертизу содержания отвечают издатели: «В настоящее время сложилась практика оплаты экспертизы учебников заказчиком, что, по нашему мнению, ставит под сомнение объективность выводов и качество проведенных экспертных процедур». Господин Зенькович предложил депутатам для повышения объективности процедуры рассмотреть возможность «вернуться к вопросу оплаты экспертизы за счет государственных средств».
О том, сколько может стоить такая экспертиза, рассказал Сергей Зубов, руководитель санкт-петербургского филиала издательства «Просвещение», специализирующегося на издании учебников для национальных школ РФ и школ народ Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. «В 2017 году мы выпустили две линейки учебников для изучения ненецкого языка,— сообщил издатель.— Мы затратили на экспертизу очень большие деньги — два с половиной миллиона рублей. А на выпуск — еще два миллиона». По словам господина Зубова, издательства не могут самостоятельно справляться с такой финансовой нагрузкой: «Мы предлагаем включить в региональные бюджеты отдельную строку о финансировании обновления национальной учебной литературы или выделять федеральные средства».
По итогам слушаний участники рекомендовали правительству РФ «рассмотреть вопрос об установлении ответственности за качество экспертизы учебных изданий». Действующее положение о Минобрнауки предусматривает только разработку порядка формирования федерального перечня учебников, таким образом ведомство «фактически формально утверждает федеральный перечень, но при этом не несет ответственности в случае несоответствия учебника утвержденным требованиям». «Действующее законодательство не предусматривает ответственности экспертов и экспертных организаций за ошибки, допущенные при проведении экспертиз»,— отмечается в проекте решения по итогам заседания. Необходимо ввести ответственность как экспертов, так и экспертных организаций за качество проведенной экспертизы, следует из документа.