У реабилитации зависло обновление
Исключение банковских клиентов из черного списка не вышло на второй уровень
С начала апреля банковские клиенты, ошибочно попавшие в черные списки подозреваемых в отмывании денег, должны были получить возможность пользоваться улучшенной процедурой реабилитации. Но этого не произошло, так как ЦБ не успел подготовить нормативные документы. Поэтому пока будет действовать введенный в ноябре 2017 года порядок реабилитации отказников на уровне банков, который уже показал свою неэффективность, особенно в отношении физлиц.
Вступили в силу поправки к антиотмывочному закону (115-ФЗ), которые вводят двухуровневую систему реабилитации для банковских клиентов, попавших в черный список отказников за подозрение в совершении сомнительных операций. Первый уровень реабилитации работает с конца 2017 года, он предусматривает, что клиент обращается для исключения его из черного списка в банк. Второй уровень — межведомственная комиссия, куда входят представители ЦБ и Росфинмониторинга. Предполагалось, что она будет рассматривать дела тех, кому в реабилитации отказал банк, если клиент не согласен с решением кредитной организации. Однако, по словам собеседников “Ъ” в банках, необходимых нормативных документов для работы комиссии пока нет, и двухуровневая реабилитация существует лишь на бумаге.
Черный список отказников ЦБ рассылает банкам и другим финансовым организациям с июня 2017 года. В него попадают клиенты, которым банки отказали в обслуживании или проведении операций из-за подозрения в нарушении антиотмывочного закона. С компаниями и физлицами из списка кредитные организации предпочитают не иметь дел (см. “Ъ” от 6 октября 2017 года). Механизма исключения из списка клиентов, попавших туда ошибочно, до последнего времени не было. Лишь в ноябре 2017 года появилась возможность реабилитации на уровне банков.
В ЦБ комментируют ситуацию весьма расплывчато — «пакет документов, необходимых для реализации второго контура, утвержден Банком России и направлен на регистрацию в Минюст». На запрос “Ъ”, какие именно документы ЦБ подал в Минюст и когда ожидать их появления, в Банке России отвечать отказались.
По словам экспертов, основная проблема, не позволяющая заработать второму уровню системы реабилитации,— нестыковка вступивших в силу поправок к закону №115-ФЗ с документами ЦБ.
В частности, в законе отсутствует обязанность банка раскрывать клиентам информацию о причинах отказа в обслуживании или в проведении операции, что подтверждает ЦБ в своих разъяснениях кредитным организациям (опубликованы на сайте ассоциации «Россия» 19 марта). В то же время для подачи жалобы в межведомственную комиссию клиент должен представить письменный мотивированный отказ банка. Общественная организация «Опора России» обращалась за разъяснениями в ЦБ. По словам главы «Опоры России» Александра Калинина, в Банке России пояснили, что ЦБ готовит нормативный документ, регламентирующий выдачу мотивированного отказа клиенту с формой документа и сроками его выдачи.
Пока двухуровневый механизм реабилитации клиентов не заработал, попавшим в список остается рассчитывать лишь на реабилитацию банками (в рамках методических рекомендаций, выпущенных ЦБ в ноябре 2017 года). Но пока эффективность реабилитации на уровне кредитных организаций сомнительна. По статистике самого ЦБ, к 1 марта реабилитировано лишь 2,4 тыс. клиентов, тогда как всего отказников в черном списке более 500 тыс.
По словам банкиров, особые проблемы с реабилитацией на уровне банка возникают у физических лиц. Их, по данным ЦБ, примерно 13% в реестре отказников. «Если компания совершает сомнительные операции, то у банка больше рычагов воздействия на такого клиента — он может отключить дистанционное банковское обслуживание (ДБО), ввести заградительный тариф, убедить клиента покинуть банк без оформления отказа в проведении операции,— поясняет сопредседатель комитета Ассоциации российских банков по вопросам ПОД/ФТ и комплаенс-рискам Алексей Тимошкин.— Физлица же в случае устного отказа, как правило, начинают скандалить, не идут на контакт, и потому банки чаще расстаются с такими клиентами именно путем оформления отказа». При этом добиться исключения из списка гражданам-отказникам почти невозможно. «Розничные банки просто не готовы реабилитировать клиентов,— говорит топ-менеджер банка из топ-30.— Процессы построены так, что в банках нет соответствующих специалистов. Поэтому пока банки почти автоматом отказывают клиентам в реабилитации, оставляя им надежду лишь на межведомственную комиссию».
По мнению юристов, решение у проблемы есть. «На мой взгляд, ЦБ не стоит ждать регистрации документов в Минюсте, можно уже сейчас рекомендовать банкам использовать их в работе,— рассуждает глава коллегии адвокатов "Старинский, Корчаго и партнеры" Евгений Корчаго.— Регистрация может длиться сколь угодно долго, особенно если есть технические недочеты, а лишать клиентов банков возможности реабилитации из-за неготовности нормативных документов недопустимо».