Покупатели не дошли до торгцентров

Их посещаемость сократилась после трагедии в Кемерово

Массовые призывы бойкотировать торговые центры в субботу 31 марта и сформировавшийся на фоне кемеровской трагедии информационный фон стали причиной снижения посещаемости этих объектов на 10–20%. Но этот спад ощутили лишь ТРЦ в Москве и Подмосковье. Активность покупателей в других крупных регионах не изменилась даже на фоне кампании в соцсетях, призывающей игнорировать шопинг в моллах.

Фото: Юрий Стрелец, Коммерсантъ

На минувших выходных посещаемость торговых центров в Москве и Подмосковье сократилась из-за негативного информационного фона, возникшего в связи с происшедшим 25 марта пожаром в кемеровском торговом центре «Зимняя вишня», заявили опрошенные “Ъ” участники рынка. Коммерческий директор ITD Properties (управляет ТРЦ «Торговый квартал в Домодедово») Индира Шафикова указывает, что в субботу 31 марта число посетителей снизилось на 10% по сравнению с предыдущей неделей. Об аналогичном спаде говорит глава департамента сдачи в аренду DG-19 (ТРЦ «Зеленопарк») Максим Аринич: посещаемость объекта снизилась на 10%, хотя в течение всей недели, напротив, был зафиксирован прирост на 20%.

Он связывает спад с распространявшимися в соцсетях призывами бойкотировать посещение торгцентров. Эту же причину называет управляющий партнер компании «Знак» (развивает малоформатные центры в Москве и Подмосковье) Елена Лебедева: по ее словам, в пятницу и субботу посещаемость торговых объектов снизилась в среднем на 10–15%. Директор отдела управления недвижимостью CBRE Дмитрий Свешников по итогам субботы отметил спад на 20%. Причиной снижения активности покупателей он называет общий негативный информационный фон.

Трагедия в Кемерово вызвала всплеск гражданской активности.

Главное о трагедии в Кемерово

Смотреть

Призыв бойкотировать визиты в торгцентры 31 марта начал массово распространяться в соцсетях с 27 марта. Желание присоединиться к этой акции, в частности, высказали сенатор Александр Башкин, певицы Нюша и Вера Брежнева. Одновременно в Telegram появился бот «Открой дверь», его создатели собирают информацию о закрытых эвакуационных выходах в торговых, деловых центрах, кинотеатрах, детских садах, школах и других учреждениях. В дальнейшем эту информацию планируется передавать в Генпрокуратуру. С момента запуска бот принял уже около 2 тыс. обращений, пояснил один из собеседников “Ъ”, знакомый с проектом. По его словам, основная часть из них касается муниципальных и государственных заведений: школ, детских садов, вузов и общежитий.

Тем не менее Елена Лебедева рассказывает, что на минувшей неделе в торгцентрах массово появлялись активисты, снимающие на видео эвакуационные выходы и пожарное оборудование. Некоторые из них, по ее словам, также предлагали посетителям воздержаться от посещения объектов в эти дни. Госпожа Лебедева добавляет, что все конфликты решались путем привлечения службы безопасности торговых комплексов: в большинстве случаев активистов просили покинуть центры. По словам Индиры Шафиковой, одним из способов восстановления покупательского потока в воскресенье в торговых центрах стали маркетинговые мероприятия. Ряд Telegram-каналов сообщал, что специальные скидки на продукцию в дни 30–31 марта предоставляли многие ритейлеры. Но в Национальной ассоциации участников сетевой торговли ответили “Ъ”, что не слышали об организации специальных программ ее членами. В объединенной киносети «Синема парк» и «Формула кино» на прошедших выходных не заметили падения посещаемости. В «Каро» также заявили “Ъ”, что трафик оказался на уровне ожиданий.

Призыв бойкотировать посещение торговых центров оказал значительно меньшее влияние на региональные объекты. Так, заметное снижение посещаемости было отмечено лишь в Саратове, Волгограде и Самаре. В саратовских магазинах Gloria Jeans говорят о падении числа покупателей на 40%. Арендаторы волгоградских ТРЦ «Акварель» и «Пирамида» в беседе с “Ъ” отметили «небольшое» снижение числа посетителей. В Самаре торговые центры связывают сокращение трафика с обрушившимся на город снегопадом. Председатель правления компании «Инпром Эстейт» (владеет ТЦ «Мармелад» в Таганроге) Игорь Коновалов пояснил “Ъ”, что, хотя общее количество посетителей не снизилось, у многих людей появились опасения насчет безопасного времяпровождения в торговых объектах.

«Мы работаем над тем, чтобы эту фобию устранить, в течение месяца планируем раздавать посетителям буклеты с информацией о том, как вести себя в случае пожаров, и демонстрировать все системы безопасности»,— рассказывает господин Коновалов.

О проведении с посетителями объектов разъяснительной работы рассказывает и Индира Шафикова. По ее словам, несмотря на общий информационный фон, большинство клиентов не высказывают опасения относительно собственной безопасности. «В минувший четверг у нас проходила проверка МЧС,— рассказывает она.— Поразительно, но после включения сигнала тревоги в ТРЦ ни один посетитель не вышел из магазина и не проявил признаков тревоги, а на наши вопросы о причинах такого спокойствия люди отвечали: "Нас спасут, если что"».

Трагедия в Кемерово стала причиной не только сокращения посещаемости торговых центров, но и поводом для дополнительной волны их тотальных проверок. Поручение удостовериться в соблюдении законодательства в части пожарной безопасности во всех объектах, где есть кинотеатры и развлекательные зоны, дала Генпрокуратура. Уже во вторник МЧС сообщило, что работа начата. При этом дополнительные проверки во многих регионах грозят не только торговым центрам, но и всем местам массового сбора людей (см. “Ъ” от 29 марта). 1 апреля стало известно, что МЧС России разработало предложения, изменяющие порядок проведения проверок противопожарного состояния торгцентров. Сейчас по закону проверке подлежат только арендаторы или владельцы части помещений ТРЦ. Министерство считает, что необходимо проверять противопожарное состояние всего здания.

Александра Мерцалова, Анна Афанасьева; корреспондентская сеть

Вся лента