Михаэль Штурмингер пристрелялся к «Тоске»
Опера Пуччини и другие события зальцбургского Пасхального фестиваля
Пасхальный фестиваль в Зальцбурге хранит верность традициям основавшего его Герберта фон Караяна, но продолжает посмеиваться над вечно новыми временами: среди его премьер шлягерная «Тоска» Пуччини и раритетный «Сатирикон» Бруно Мадерны. Рассказывает Алексей Мокроусов.
Афиша зальцбургского Пасхального фестиваля строга, словно первая учительница: каждый год в ней обязательны опера, концерт, выступление хора, программа камерной музыки и опера современного композитора. С прошлого года, впрочем, появилось новшество — вручение премии Герберта фон Караяна для исполнителей с чеком на €50 тыс. Определяют лауреатов вдова дирижера Элиетт фон Караян и руководители нынешнего фестиваля Кристиан Тилеман и Петер Ружичка. В прошлом году лауреатом стал Даниил Трифонов, в этом — виолончелистка Соль Габетта, участвовавшая сейчас в нескольких концертах.
Но центральным событием со времен Караяна остается опера на сцене Большого фестивального дворца. «Тоску» Пуччини показали в режиссуре Михаэля Штурмингера — в прошлом году он сделал «золотой дубль», поставив в Зальцбурге и на Пасхальном фестивале (редкого «Лоэнгрина» Сальваторе Шаррино), и на летнем («Имярека» Гуго фон Гофмансталя). В этом году дубль получился альпийским: за два дня до премьеры «Тоски» Штурмингер выпустил в Мюнхене «Марию Стюарт» Доницетти.
Среди оперных режиссеров не принято частить, но тут все получилось. Штурмингер пообещал криминальную историю и хотя бы внешние ее атрибуты предъявил — «Тоска» идет от выстрела до выстрела и начинается с перестрелки в подземном гараже. Раненый Анджелотти (Андреа Мастрони) укрывается в храме, где работает Марио Каварадосси (латышский тенор Александр Антоненко). Здесь, на свою беду, появляется Тоска (Аня Хартерос), еще не зная, до чего доведет ее беспочвенная ревность.
Художники Ренате Мартин и Андреас Донхаузен выстраивают на огромном пространстве сцены интерьер храма, впечатляющего и размерами, и деталями. Местом действия оставлен Рим, но время изменено, и в последнем акте на сцене виден портрет папы Франциска, а вовсе не Пия VII. Скарпиа (французский баритон Людовик Тезье выделяется среди коллег) занимается на велотренажере прямо в своем кабинете в аутентично выглядящем роскошном палаццо, а финальные выстрелы в Марио производят подростки — ученики католической школы и, видимо, будущие агенты спецслужб. Новые трактовки сюжета так броски, что оставляют в стороне вопрос о том, насколько правдоподобна сцена, когда Тоска находит кинжал, чтобы заколоть Скарпиа,— опера остается оперой, и Штурмингер, иронизируя над жанрами, не покушается на условность театра.
Кристиан Тилеман дирижирует самым непуччиниевским произведением в наследии Пуччини так, словно тот был страстным вагнерианцем. Оркестр Саксонской капеллы готов и не к таким экспериментам по добавлению темных красок и сгущению атмосферы, так что дирижер по праву вывел его на сцену на финальных аплодисментах, тем более что на фестивале Тилеман смог сыграть любимых классиков австро-немецкой школы: и Третью симфонию Малера с Элиной Гаранчей как солисткой, и особенно удавшуюся ему Вторую симфонию Брамса. Не забыты и гости: только что объявленный будущим шефом Венского симфонического оркестра Андрес Ороско-Эстрада выступал с пианистками сестрами Лабек, а Филипп Херревеге со своим Collegium Vocale Gent исполнил на «Концерте для Зальцбурга» баховские «Страсти по Матфею», ставшие смысловой и художественной вершиной Пасхального. Но на этом небольшом фестивале вершин вообще больше, чем долин, среди событий — премьера оперы Бруно Мадерны «Сатирикон». После ранней смерти Мадерна (1915–1968) оказался в тени своих товарищей по послевоенной музыкальной жизни Пьера Булеза и Лучано Берио (с первым он руководил камерным оркестром, со вторым основал знаменитую Студию музыкальной фонологии Итальянского радио и телевидения, ставшую одним из пионеров электронной музыки); сегодня справедливость восстанавливается.
Либретто «Сатирикона» создано по мотивам романа Петрония. Из дошедших до наших дней фрагментов выбран самый крупный — «Пир Трималхиона». Режиссер Георг Шмидляйтнер вместе с Австрийским ансамблем новой музыки под управлением Петера Тиллинга разворачивают историю любви и жадности как вневременную, а поэтому современную; опера Мадерны полна цитат и автоцитат, вся история европейской музыки вместилась в 72 музыкальных номера, здесь слышны и хабанера из «Кармен» Бизе, и траурный марш Шопена. Сцены из жизни ставшего богатеем бывшего раба слишком богаты аллюзиями на современность, чтобы относиться к ним без доли иронии. Огромные холодильники, куда порой прячутся все персонажи, не только дань обществу потребления, но и попытка остудить жар сарказма. Остается надеяться, что он не исчезнет из событий Пасхального и в будущем году. Уже объявлено, что Йенс-Даниэль Херцог будет ставить «Нюрнбергских мейстерзингеров», Марис Янсонс — исполнять Малера и Гайдна, а мировой премьерой станет камерная опера Филиппа Майнца «Тереза» по роману Эмиля Золя (совместный заказ фестиваля и Гамбургской оперы).