Конкуренция на грани преференции
Госкомпаниями изобретены уже более пяти тысяч способов договорных закупок
Многочисленные правки закона 223-ФЗ о закупках госкомпаний, вносившиеся в него в последние годы с декларируемыми целями сделать расходование их средств прозрачным и конкурентным, к заметным результатам пока не приводят. Половину поставок госкомпаниям осуществляли единственные поставщики — на 9,6 трлн руб. в 2017 году. Минфин, опубликовавший в понедельник мониторинг закупок госкомпаний, констатирует, что госАО придуманы уже 5 тыс. неконкурентных способов определения поставщиков, доля конкурентных закупок упала с 5% до 3,6%. Некоторую видимость улучшения ситуации с конкуренцией создают лишь закупки у малого бизнеса — у них госкомпании закупили товаров и услуг на чуть более 2 трлн руб. со средним «чеком» 8,3 млн руб.
Формальное состояние конкуренции в секторе закупок госкомпаний продолжает ухудшаться — более 96% таких закупок в 2017 году осуществлялось на неконкурентной основе, констатировал Минфин в опубликованном в понедельник мониторинге. При этом процесс во второй половине года существенно ускорился — по итогам первого полугодия показатель составлял 93%.
Что в 2017 году закупали в госсекторе
Более половины договоров, заключенных по итогам всех закупочных процедур (51,6% в деньгах против 53,1% в 2015 году), пришлось на единственного поставщика. Совокупно это более 9,6 трлн руб. из 18,7 трлн руб., которые госкомпании заплатили участникам рынка за год. Сами госАО продолжали совершенствовать неконкурентные процедуры — всего Минфин насчитал более 5 тыс. способов определения поставщиков, доля единственного поставщика составила 31,1%, что свидетельствует о том, что этим способом оформляются самые дорогие закупки. Конкурентные способы (конкурсы и аукционы) составили 3,6% всех вариантов определения поставщика (против 5% в 2016 году), при этом популярность теряли все формы конкурентных закупок. На «иные способы» пришлось 65,4% всех извещений (59,2% годом ранее). Авторы мониторинга отмечают, что «в целях решения проблемы разнообразия применяемых заказчиками способов закупок» для обеспечения конкуренции и предотвращения сговора заказчиков и исполнителей принят ряд поправок к закону о закупках госкомпаний, но заработают они только с 1 июля.
В пятерку крупнейших заказчиков (совокупно на 9 трлн руб.) в 2017 году вошли «Роснефть» и три ее «дочки» — «Башнефть», «РН-Транс» и «РН-Юганскнефтегаз» (вместе — 7,6 трлн руб.: 5,9 трлн руб., 764 млрд руб., 547 млрд руб. и 444 млрд руб. соответственно), а также ОАО РЖД (1,2 трлн руб.). Отметим, что еще в 2015 году в топ-5 кроме «Роснефти» и РЖД попадал «Газпром» и его дочерние общества, при этом «Роснефть» тогда также лидировала с закупками на 4,6 трлн руб. (на 3 трлн руб. скромнее, чем в 2017-м), а «Газпром» и две его «дочки» замыкали список, совокупно обеспечивая поставщикам заказы на 4,4 трлн руб. В рейтинге 2017 года ОАО оказалось шестым — объем его закупок составил 420 млрд руб., сообщил представитель Минфина. Вероятно, практика распределения закупок между дочерними компаниями крупных госАО объясняет и снижение доли крупнейших заказчиков в общих закупках госкомпаний в этом году: она составила 48% против 70% в 2015 году.
Сам объем заключенных госкомпаниями с поставщиками договоров (по их ежемесячной отчетности) устойчиво сокращается: 18,7 трлн руб. в 2017 году против 21,1 трлн руб. в 2016-м и 23,1 трлн руб. в 2015 году. При этом Минфин отдельно отмечает, что в реестре договоров, который ведется с 1 января 2015 года, цифры отличаются на 12% — 16,5 трлн руб. в 2017 году, впрочем, по данным Минэкономики, в 2015 году в реестре раскрывалась лишь половина контрактов.
Еще одна странность в документе — крайне низкий показатель объема договоров, заключенных в декабре 2017 года (128 млрд руб. против 3,9 трлн руб. годом ранее),— традиционно декабрьский показатель примерно вдвое превышает среднегодовой из-за массового заключения договоров к «закрытию» года, к тому же в прошлом году весь график сдвинулся в связи со сложностями размещения заказов в январе—феврале из-за проблем с ЕИС (см. “Ъ” от 2 февраля 2017 года). В ведомстве на запрос “Ъ” сообщили: «Мониторинг готовился в январе 2018 года, при этом в декабре 2017 года вступило в силу постановление №1429, которым приостановлено действие отдельных пунктов ведения реестра договоров. Информация уточняется». Указанное постановление приостанавливает публикацию в реестре данных о поставщиках и субподрядчиках, оно подписано в ноябре 2017 года — тогда же, когда правительство работало над пакетом документов, препятствующих распространению санкционных рисков компаний на их контрагентов (см. “Ъ” от 22 ноября, 7 и 8 декабря).
Статистика по численности заказчиков демонстрирует, что все возможные участники ЕИС уже находятся в системе: за год их число выросло на минимальную с 2012 года величину — 4,2 тыс. против 7,2 тыс. в 2016-м или 28 тыс. в 2014 году. Объем размещаемых ими извещений о закупках в денежном выражении был на 5% больше, чем годом ранее, при сокращении на 10% числа самих извещений — в среднем закупки становятся дороже.
Ситуация с электронными закупками
Закупки же у малого бизнеса, к которым госкомпании принуждали последние годы, статистически выглядят позитивно: общий их объем за год составил 2,08 трлн руб., участие в них приняли почти 48 тыс. малых и средних компаний (впрочем, как уже сообщал “Ъ”, число средних среди них сокращается), средняя цена договора составила 8,3 млн руб., наибольший спрос фиксируется в секторах поставок навигационного и измерительного оборудования, компьютеров и периферии, проектирования, ремонта оборудования и т. п.— в целом номенклатура таких закупок за год расширилась со 100 тыс. до 160 тыс. позиций. Вероятно, участие МСП в закупках позволило нарастить и такой показатель конкуренции, как число поставщиков на одну закупку: оно в 2017 году составило 1,7 — в 2015 году на одну заявку приходилось 1,2 поставщика. Предсказуемо наиболее конкурентны в этом отношении рыночное строительство (2,04), оптовая торговля (1,82) и транспорт (1,5), наименее — электроэнергетика (1,05) и поставки нефти и газа (0,89 поставщика на заявку — с учетом несостоявшихся закупок).