Граждане пересели в купе
Железнодорожные перевозки быстро растут
Железные дороги вслед за авиаторами показали заметный рост пассажирских перевозок в дальнем следовании: в марте они увеличились на 14%, а в первом квартале — почти на 9%. Причина как в четырехдневных мартовских выходных, совпавших с каникулами, так и в агрессивной маркетинговой политике. Средние цены на перевозки по России по железной дороге в марте, в отличие от подорожавших авиаперелетов, снизились более чем на 8%. Эксперты полагают, что железнодорожники начинают активно бороться с авиакомпаниями за пассажиров.
Перевозки пассажиров по железной дороге в дальнем следовании в марте выросли на 14,3%, до 7,6 млн человек, следует из данных, опубликованных ОАО РЖД. Всего за первый квартал компания перевезла 22,1 млн человек, что на 8,8% больше, чем в 2017 году. В феврале пассажиропоток в дальнем следовании рос на 5,5%, до 6,3 млн человек, в январе — на 6,9%, до 8,2 млн человек. С сопоставимой скоростью растут и авиаперевозки внутри страны, следует из данных Росавиации: в феврале — на 9,4%, до 4,2 млн, а в январе — на 13,8%, до 4,6 млн пассажиров.
Однако ценовая динамика железнодорожных и воздушных перевозок в тот же период была разнонаправленной. Так, по данным сервиса «Туту.ру», средние цены на железнодорожные перевозки в марте за год снизились на 7,2%, до 2 тыс. руб. (по РФ снизились на 8,1%, до 1,9 тыс. руб., за рубеж выросли на 9,8%, до 4,2 тыс. руб.). А стоимость авиаперелета внутри страны в среднем выросла на 4,3%, до 6,1 тыс. руб. в одну сторону.
В Федеральной пассажирской компании (ФПК, входит в ОАО РЖД) “Ъ” рост объясняют новым подходом к ценообразованию в сегменте купе, СВ и люксов, расширением количества скоростных и двухэтажных поездов, увеличением адресных маркетинговых акций и улучшением сервиса. Компания с начала года реализовала более 100 акций, что в 2,5 раза больше, чем за тот же период 2017 года. «Количество пассажиров, которые выбрали поездку в купе, выросло на 32%,— говорят в ФПК.— Мы предложили на 20% больше мест в продажу в этом сегменте». В качестве успешного маркетингового хода компания приводит в пример акцию «В Санкт-Петербург на двухэтажном поезде за 999 рублей».
На рост железнодорожных перевозок в марте также повлияли длинные праздники в начале месяца (четыре дня отдыха на 8 марта) и весенние школьные каникулы, добавляет пиар-менеджер «Туту.ру» Тимур Юсупов. По данным «Туту.ру» за март, разница в ценах на направлении Москва—Петербург между самолетом (около 3 тыс. руб.) и поездом (2,7 тыс. руб.) составила 7,9%. Железнодорожный билет из Москвы до Казани стоил на 35% дешевле, чем на самолет, в Сочи — на 24%, в Екатеринбург — на 11%. Исключением среди топ-5 популярных направлений стал лишь маршрут Москва—Краснодар: здесь билет на самолет обошелся на 4% дешевле, чем на поезд. При этом по трем из пяти направлений разница в цене между поездом и самолетом несущественная, а вот экономия времени достаточно большая, подчеркивает Тимур Юсупов.
Представитель Aviasales Янис Дзенис подтверждает, что авиатранспорт на ряде направлений не только сравнялся с железнодорожным в цене, но и уступил ему. Так, по данным сервиса, самый дешевый авиабилет Москва—Сочи и обратно стоит 5,6 тыс. руб., а на поезде этот же маршрут обойдется в 7,3 тыс. руб. При путешествии из Новосибирска в Сочи, отмечает господин Дзенис, поезд обойдется дешевле на 1,8 тыс. руб., зато дорога займет более трех дней в одну сторону. Советник главы Ростуризма по транспорту Дмитрий Горин считает, что пока нельзя говорить о перераспределении пассажиров на железнодорожный транспорт. Но, по мнению главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, к этому располагали задержки и отмены рейсов из-за плохих погодных условий, а также крушение Ан-148 «Саратовских авиалиний» в феврале. По мнению эксперта, ОАО РЖД включилось в агрессивную борьбу с авиакомпаниями, предлагая не только конкурентоспособные цены на билеты, но и сервис достаточно высокого качества.