Не в кассу
На Речном вокзале возник новый градостроительный конфликт
Владельцы участка на набережной собираются реконструировать здание, где раньше размещались кассы Речного вокзала. Объект планируется сделать двухэтажным и сдать в аренду одной из сетей общепита или под детский развлекательный центр. Власти Перми посчитали, что работы начались без разрешительной документации, и выдали предписание остановить стройку. Совладельцы с этим не согласились и обратились в суд. Они полагают, что реализовать проект им не дают из-за планов краевых властей по развитию набережной.
Предприниматель Сергей Негашев обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к администрации Ленинского района Перми. Он просит признать ненормативные правовые акты недействительными. Заявление подано 2 апреля, но пока не принято к производству. Сергей Негашев не стал вчера общаться с „Ъ-Прикамье“, сославшись на занятость.
Как пояснил „Ъ-Прикамье“ глава Ленинского района Перми Александр Козенков, районные власти обнаружили, что предприниматель на принадлежащем ему участке на набережной Перми начал работы по строительству без необходимых разрешений и согласований. Речь идет о месте бывших касс Речного вокзала напротив 7-го причала. Здесь было кафе, которое сейчас снесено. По информации главы района, сейчас данный участок обнесен строительным забором, на участке власти насчитали до десяти вбитых свай. Никаких согласований по началу строительства нового объекта не было. Глава района предписал индивидуальному предпринимателю прекратить строительные работы. Именно это и стало поводом для обращения в суд.
По данным публичной кадастровой карты, площадь участка под бывшими кассами составляет 642 кв. м. Кадастровая стоимость земли — 13,6 млн руб. Разрешенное использование — для размещения объектов общественного питания, по документу — объекты общественного питания (кафе, летние кафе, рестораны).
По данным „Ъ-Прикамье“, владельцы участка (акционеры торговой сети «Чкаловский» Евгений Берман, Нина Власова и Сергей Негашев) планируют построить здесь двухэтажное здание площадью порядка 800 кв. м. Для этого они в начале года учредили ООО «7 причал», где соинвестором также значится Илья Червонных, сын бывшего зампредправления Экопромбанка Алексея Червонных. Предполагается, что после реконструкции бывшего кафе новый объект будет сдан в аренду одной из сетей общепита («Бургер Кинг» или KFC). Как вариант, рассматривается сдача в аренду под детский развлекательный центр.
«Мы не стали получать разрешение на строительство, поскольку этого не требуется. Мы ведем реконструкцию объекта, все необходимые разрешения уже получены, идет госэкспертиза проекта. Но городские власти нам сказали, что на набережной планируется создание нового культурного пространства, поэтому строить нам не дадут. Несмотря на то что это частная собственность, нам препятствуют в освоении площадки», — заявил „Ъ-Прикамье“ источник, близкий к владельцам ООО «7 причал».
«Мы издали распоряжение с требованием убрать сваи и прекратить строительство. Никакого разрешения, в том числе и на реконструкцию, не выдавалось (выдача таких разрешений — полномочия городского департамента градостроительства и архитектуры. — „Ъ-Прикамье“), это в чистом виде самовольная стройка. Там нулевая отметка, строить там ничего нельзя. И это точно никакая не реконструкция — билетные кассы полностью демонтированы», — сообщил собеседник в мэрии Перми.
Напомним, реконструкция набережной — один из долгосрочных городских проектов, запущенных почти десять лет назад. Он реализуется частями. Вопросы с преобразованием части набережной, примыкающей к Речному вокзалу, появились еще на начальных этапах проекта реконструкции, поскольку разные участки набережной находятся в краевой, федеральной и частной собственности. Так, например, пять лет назад руководство города рассматривало варианты сноса касс Речного вокзала и выкупа этого объекта у частников.
Вопросы возникали и к соседней с кассами территории на ул. Монастырской, 2б. Здесь располагается недостроенное здание многофункционального центра. Застройщиком является ЗАО «Магнат». Разрешение на реконструкцию магазина рядом с Речным вокзалом общество получило еще в 2005 году. В 2009-м компании было выдано разрешение на строительство торгово-развлекательного центра площадью почти 5 тыс. кв. м, однако объект так и не был завершен. Очередное изменение проекта не прошло согласование в пермской мэрии: ДГА отказал в выдаче разрешения на реконструкцию здания. ЗАО «Магнат» оспорило отказ в суде и добилось выдачи разрешительной документации в 2015 году. Общая площадь объекта — 10,4 тыс. кв. м, высота — шесть этажей, включая подземный. Этой зимой краевой минстрой внепланово проверил департамент градостроительства и архитектуры и посчитал, что «основание для выдачи разрешения на строительство является необоснованным и противоречит ст. 51 Градостроительного кодекса». Минстрой, например, ссылается на то, что МФК на ул. Монастырской, 2б возводится в защитной зоне объекта культурного наследия. Министерство выдало департаменту предписание устранить нарушения, ДГА в свою очередь отозвал разрешение на строительство. Директор ЗАО «Магнат» Гагик Назарян недавно заявлял ресурсу Properm.ru, что застройщику никакого официального отзыва разрешения на строительство не вручали, и жаловался на необоснованные претензии контролирующих органов.
Преобразование набережной сегодня входит в перечень проектов развития городских пространств. Инициатором этих изменений являются региональные власти. В частности, в районе Речного вокзала и завода «Ремпутьмаш» (ул. Советская, 1) планируется создать культурно-исторический кластер. В прошлом году были выделены средства на выкуп промплощадки «Ремпутьмаша». Исторические корпуса завода на ул. Советской предполагается сохранить и реконструировать. Реновация пространства вдоль набережной также предполагает перенос железной дороги с левого берега Камы и ликвидацию железнодорожных путей в районе Перми I.
Член городской комиссии по землепользованию и застройке Денис Галицкий полагает, что для развития таких территорий, как набережная, оптимальный вариант — «находить решения, которые бы устраивали всех». «Частники ведь тоже заинтересованы в том, чтобы пространство набережной было популярным, потому что это скажется на посещаемости и их объектов. Сносами ничего хорошего не добиться, это неправильный сигнал для бизнеса. Градостроительство — это сумма проектов, в том числе частных. Если есть претензии к визуальной части объектов на набережной, их надо обсуждать совместно», — полагает господин Галицкий.