«С мелодией было проще всего: мы ее украли»
Гитарист группы Portugal. The Man о «Грэмми», Вудстоке и удачных находках
Американская группа Portugal. The Man, получившая в нынешнем году «Грэмми» в номинации «Лучшее исполнение группы или дуэта», собралась на первые гастроли в Россию. Концерт пройдет 18 июля в столичном зале Crocus City Hall. Борис Барабанов поговорил с гитаристом Portugal. The Man Эриком Хоуком о том, откуда берутся песни, получающие «Грэмми».
— В феврале Portugal. The Man получили «Грэмми». С такой наградой поздравить никогда не поздно. Поздравляю.
— Безумная история, конечно, с этой «Грэмми». Но наши родственники очень рады за нас и тоже до сих пор поздравляют. Там все было очень забавно. В номинации «Лучшее исполнение группы или дуэта» награды вручали на предварительной церемонии, которую показывали только в интернете. Но нам все равно сказали, что нужно будет пройтись по красной дорожке и приготовить речь. Были какие-то намеки, короче. Но мы все равно такие: «Ну, на всякий случай, так? Это ведь еще неизвестно, получим мы или нет?» Понимаете, в этой же номинации были Coldplay, была песня «Despacito». И организаторы говорят: «Ну да, ребята. Удачи вам». Мы, в общем, уже собрались слинять оттуда, пока шла реклама. А нам говорят: «Ну-ка вернитесь, заберите свою "Грэмми"».
— Portugal. The Man уже давно подписаны на Atlantic Records, и все это время вы играете примерно похожую музыку. Но успех пришел только с песней «Feel It Still». Что еще есть в этой ситуации, кроме хорошей мелодии и цепкого риффа?
— Что касается мелодии, то, я не знаю, в курсе вы или нет, мы подрезали ее у группы The Marvelettes, которая была с ней на вершине хит-парадов больше 50 лет назад. Это песня «Please Mr. Postman», ее и The Beatles когда-то пели. Так что с мелодией было проще всего: мы ее украли. Шучу: мы за это заплатили. Это одна из тех мелодий, с которыми проходит вся твоя жизнь. Мы вложили ее внутрь совсем другой музыкальной идеи и сами удивились — настолько впору она пришлась. Поэтому в списке авторов этой песни так много имен. Там и все мы, Portugal. The Man, и авторы с лейбла Motown, которые написали оригинал. Все это не было результатом какого-то там расчета. Если бы у нас была готовая формула хита, мы бы использовали ее каждый раз. Но на самом деле нам просто повезло: все сошлось.
— Альбом, на котором выпущена «Feel It Still», называется «Woodstock», но я не сказал бы, что он решен в «звуке Вудстока», скорее это типично ваш звук, может быть, с уклоном в поп-музыку.
— Название альбома связано с тем, что отец нашего вокалиста Джона Гурли нашел обрывок билета на фестиваль и им с Джоном это показалось символичным и веселым. Но если уж говорить о самом фестивале, то на самом деле там был представлен очень широкий спектр музыки: блюз, фанк, соул, поп. Ричи Хейвенс, Джоан Баэз, Сантана, Джими Хендрикс — это все очень разные музыканты. Безусловно, у нас есть какое-то усредненное представление о Вудстоке: хиппи, цветы в волосах, полуобнаженные девушки, акустические гитары — вот это все. Но в смысле саунда это на самом деле была сплошная эклектика. Вот и в нашем альбоме вы можете найти и альтернативу 1990-х, и старый соул, и хип-хоп в духе Beastie Boys.
— Не получится ли так, что Atlantic Records теперь будет требовать от вас таких же песен, как «Feel It Still»? Как вы с этим справитесь?
— Я видел много групп, которые пытались воспроизводить удачную находку снова и снова, но это не работает. У нас отличные отношения с Atlantic. Когда мы готовили альбом «Woodstock», мы сделали демо-записи 40 или 50 песен. Представьте себе: дорогая студия, лучшие продюсеры, 50 песен. И в какой-то момент мы говорим: «Все это дерьмо, не годится». И лейбл сказал: «Ок, продолжайте». И мы записали совершенно новый альбом, который занял первые места во всем мире. Не было давления лейбла, было только давление песен: их нужно было найти.
— В нынешнем туре счет концертам Portugal The Man идет на десятки, их запланировано больше 70, многие из них пройдут на фестивалях. Как вы вообще выживаете?
— Ну, мы крепкие ребята с Аляски. Из городка Уасилла недалеко от Анкориджа. Мне кажется, там и клуба-то приличного до сих пор нет. Так что где только Portugal. The Man ни приходилось играть: и в подвалах, и на складах, и в военных арсеналах, и просто на улице. А что касается туров, то они для нас не новость. Как мы экономим силы? Мы не слишком тусовочные парни. В городах обычно по большей части сидим в гостиницах, не любим толп, не любим слишком большого внимания к себе. Но в Москве, конечно, выберемся на свет божий, ведь мы у вас никогда раньше не были... Вот Джон мне подсказывает, что не намерен умереть в туре: говорит, что сам выберет, где умереть.