Воронежские СРО просят амнистии
Более 750 строительных организаций региона ждут пересмотра законодательства
Три из четырех воронежских саморегулируемых организаций (СРО) в строительстве, не пополнивших компенсационные фонды до исторического максимума, лоббируют принятие федерального законопроекта № 374843-7 о так называемой «амнистии СРО». Официальное обращение регионального Союза строителей и руководителей СРО направлено семи депутатам Госдумы от Воронежской области. Участники рынка просят парламентариев способствовать принятию второй статьи указанного проекта «в полном объеме и без изменений». Она вносит дополнения в ст. 3 ч. 10 федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» и в случае одобрения отменяет требование к СРО, чьи компенсационные фонды были размещены в банках с отозванными впоследствии лицензиями, восстановить фонды в «историческом максимуме». В таком случае СРО сохранят свой статус. Против поправок в середине марта выступили Национальное объединение строителей (Нострой) и Ростехнадзор.
Официальное обращение областного Союза строителей от лица 756 руководителей компаний, входящих в АСРО «Строители Черноземья», ассоциации «СРО Партнеры» и СРО РОС «Развитие», было направлено 20 марта семи депутатам Госдумы от Воронежской области — Сергею Гаврилову, Алексею Журавлеву, Андрею Маркову, Аркадию Пономареву, Евгению Ревенко, Татьяне Сапрыкиной и Сергею Чижову (копия есть в распоряжении „Ъ“). В документе участники рынка просят парламентариев «найти возможность повлиять на ход рассмотрения внесенного правительством РФ законопроекта в комитетах Госдумы с тем, чтобы дополнения в ст. 3, ч. 10 Градостроительного кодекса РФ в редакции ст. 2 проекта закона были приняты в полном объеме без изменений». Речь идет о законопроекте №374843-7, внесенном правительством РФ в Госдуму 27 января 2018 года, «О внесении изменений в Градкодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ в части саморегулирования деятельности юридических лиц, осуществляющих негосударственную экспертизу проектной документации или результатов инженерных изысканий». Предлагаемые дополнения отменяют требования восстановить до 1 ноября 2016 года «исторические максимумы» для всех СРО в строительстве, чьи средства компенсационных фондов были размещены в банках, лицензии которых оказались отозваны.
По словам главы регионального Союза строителей Владимира Астанина, законопроектом предусматривается возможность увеличения размера фонда не ниже минимального в соответствии с количеством членов СРО и «уровня их ответственности по обязательствам». «В этом случае дополнительных взносов от компаний — членов СРО не потребуется, — пояснил господин Астанин. — Этим требованиям сегодня соответствуют все действующие на территории региона строительные СРО. До исторического же максимума члены СРО пополнять компенсационные фонды просто не готовы».
Если поправка не пройдет, риск быть исключенными из госреестра СРО по итогам проводимых Ростехнадзором проверок имеют три из четырех воронежских СРО, не пополнивших компенсационные фонды «до исторического максимума» из-за «зависших» средств на счетах банков, утративших лицензии. Это, по мнению авторов обращения, «приведет к коллапсу строительного рынка», так как «крупнейшие подрядные организации региона могут оказаться вне правового поля». «Под угрозой срыва окажутся как многомиллионные коммерческие контракты, так и договорные обязательства по строительству бюджетных объектов», — отмечается в обращении. Внимание депутатов также обращают на обозначенные президентом в ежегодном послании Федеральному собранию масштабные планы по наращиванию объемов жилищного строительства. Выполнять их «будет просто некому», «если в этих условиях строителей будет лихорадить еще и от действий Ростехнадзора», который может наказать СРО за то, что «государство в лице Центробанка лишило их компенсационных фондов». В целом в РФ в случае неприятия дополнений по итогам внеплановых проверок Ростехнадзора и Ностроя из реестра могут быть исключены 74 СРО (40%).
По мнению экспертного совета Ностроя, принятие законопроекта в части «амнистии СРО» будет иметь больше негативных, нежели положительных последствий для системы саморегулирования в строительной сфере и для отрасли в целом. В частности, по мнению экспертов, проект не соотносится с законодательством о банкротстве, признавая средства компенсационных фондов утраченными до момента, когда процедура банкротства кредитной организации завершится. Кроме того, ранее десятки СРО уже были исключены из Госреестра. Советом отмечена и юридическая непроработанность отдельных положений законопроекта: предложены слишком короткие сроки для приведения в соответствие размеров фондов СРО, не урегулированы последствия принятия документа для тех саморегулируемых организаций, которые уже успели увеличить размеры компенсационных фондов до «исторического максимума», а также для тех СРО, которым не требуется принимать решение об увеличении фондов (в случае если их размер соответствует количеству и уровням ответственности фактических членов организаций).
Заместитель председателя правительства Воронежской области Виталий Шабалатов полагает, что возможная ликвидация СРО в случае сохранения федерального законодательства в нынешнем виде — проблема не одного региона. «Сейчас субъекты РФ активно обращаются в правительство РФ, Минстрой с просьбой пересмотреть и изменить параметры Градкодекса. Мы надеемся, что такие изменения будут приняты и все наши четыре СРО сохранят свой статус, — пояснил господин Шабалатов. — При худшем развитии событий у нас останутся две СРО».