Машиностроители займутся оборонным партнерством
Предприятия ОПК на Южном Урале поддержали идею ГЧП в теории
В челябинском региональном отделении Союза машиностроителей России создан комитет по государственно-частному партнерству (ГЧП). Основными задачами его работы обозначены не только развитие ГЧП, но и государственно-частное сотрудничество по диверсификации оборонных предприятий. Руководители предприятий ОПК на сегодняшний день не видят возможностей для практической реализации ГЧП в военно-промышленном комплексе. По мнению экспертов, в России возможно только «квази-ГЧП».
В челябинском региональном отделении общественной организации «Союз машиностроителей России» создан комитет по государственно-частному партнерству (ГЧП). Исполняющий обязанности председателя комитета Олег Московский на первом организационном заседании обозначил два основных направления деятельности структуры: непосредственно ГЧП в военно-промышленном комплексе (работа в рамках соответствующего федерального закона), а также государственно-частное сотрудничество (ГЧС) в вопросах диверсификации предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Он напомнил, что в соответствии с указом главы государства к 2030 году доля продукции гражданского назначения у предприятий ОПК должна достигнуть 50%. По словам членов Союза машиностроителей, ГЧП должно этому поспособствовать. Господин Московский отметил, что особое внимание будет уделено взаимодействию с малым и средним бизнесом (МСБ). Основными целями и задачами комитета станут формирование предложений по созданию системы партнерства МСБ с предприятиями ОПК и машиностроения, выработка рекомендаций по созданию условий для привлечения частных инвестиций для производства продукции гражданского назначения, формирование предложений по созданию в отдельных сферах ОПК инновационной производственной инфраструктуры, в том числе в виде предприятий МСБ. «Особенно важен для нас пункт по поиску научных коллективов и стартапов, разработки которых могут быть реализованы в интересах ОПК и машиностроения. Новое направление, которое на сегодняшний день активно обсуждается в Минпромторге, это содействие в поставке продукции гражданского назначения предприятий ОПК с целью закупа государственными и муниципальными учреждениями для улучшения социальной, транспортной и иной инфраструктуры в регионах»,— сообщил господин Московский.
Генеральный директор ОАО «СКБ “Турбина”» Алексей Адаев заявил, что не представляет, как можно применить ГЧП к предприятиям ОПК: «Я не понимаю, где область практического применения и что в итоге несет за собой ГЧП». Его поддержал генеральный директор АО «Завод “Пластмасс”» (подведомственен госкорпорации «Ростех») Олег Лисицин, предприятие которого сегодня вообще не выпускает гражданскую продукцию. «У военных свои подходы в формировании цены, и то, что для ОПК приемлемо, для гражданских производств — это смерть. Военным нужно здесь и сейчас, и бесплатно. Ни один бизнесмен этого делать не будет. И я очень сильно заинтересован в партнерстве, но мне запрещены все концессии, все директивные моменты запрещают привлечение малого бизнеса. Кроме того, бизнес — это живой организм, и пока я буду “Ростеху” писать докладные и все согласовывать, бизнес просто умрет»,— заявил господин Лисицин. По его словам, еще одна труднорешаемая проблема для развития ГЧП, это интеллектуальная собственность, поскольку Минобороны никогда не пойдет на то, что права на технологии будут переданы частным инвесторам.
По словам руководителя практики ГЧП адвокатского бюро «КR&P», заведующей кафедрой теории государства и права, конституционного и административного права Юридического института ЮУрГУ Елены Титовой, на сегодняшний день как таковой практики ГЧП в военно-промышленном комплексе России практически нет. В качестве примера она привела проект соглашения о ГЧП между госкорпорацией «Роскосмос» и государством по выпуску трамваев — сведений о судьбе проекта нет. По мнению госпожи Титовой, в России возможно лишь «квази»-ГЧП. «У нас классического ГЧП не случится никогда. Государство само с собой в лице “Ростеха”, “Роскосмоса” и прочих госкорпораций будет вступать в некое партнерство. Возможно, с привлечением стороннего финансирования четверки крупнейших финансовых групп. Обладателем интеллектуальных прав будут госкорпорации»,— утверждает эксперт.