Очистная кампания
Минприроды и РСПП не могут определить перечень самых грязных производств
В распоряжении “Ъ” оказалась последняя версия списка 300 наиболее экологически опасных объектов, которые должны первыми попасть под новое технологическое нормирование их негативного воздействия на окружающую среду. С 2019 года эти компании должны начать активно инвестировать в технологическое перевооружение для соответствия новому экологическому регулированию, правила которого пока размыты. Документ вчера должен был отправиться в Минюст, но, по данным “Ъ”, его согласование затягивается.
В рамках запущенной правительством в 2008 году реформы экологического регулирования хозяйственной деятельности Минприроды должно подготовить список наиболее грязных промышленных объектов. С 2019 года на этих объектах будут опробованы технологическое нормирование экологической нагрузки и привязанные к нему комплексные экологические разрешения (КЭР). Они будут выдаваться при наличии инвестпрограммы, предполагающей переход компании к технологиям, гарантирующим требуемый регулятором удельный уровень выбросов, сбросов и отходов, а также программы инструментального экологического контроля загрязнений. Такой список Росприроднадзор готовит уже несколько лет. В него на основании объективных критериев должны войти площадки, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в РФ составляет не менее 60%.
Последний вариант перечня, состоящий из 300 площадок, как обещали “Ъ” в Минприроды на прошлой неделе, должен был вчера уйти на регистрацию в Минюст. Его, впрочем, РСПП, как и эксперты, называет «халтурным». «В предыдущих версиях перечня указывались причины включения в него компании, сейчас этого нет, и принципы попадания в него объектов и их ранжирования непонятны. Сейчас по части объектов прописаны только населенный пункт и район, что осложняет проверку»,— говорит Александр Багин из Института экономики природопользования и экологической политики ВШЭ. Если основная цель составления перечня — база для выдачи КЭР, имело бы смысл систематизировать все объекты, относящиеся к одному юрлицу, которые повторяются несколько раз, добавляет он. Помимо этого в список вошли загрязнители, у которых, по данным компаний, вклад в совокупный объем выбросов — сотые доли процентов, отмечают в РСПП.
В РСПП также указывают на отраслевую неоднородность списка. Пробовать новое регулирование прежде всего будут на водоканалах (80% в выручке отрасли «сбор, очистка и распределение воды»), нефтегазовых добывающих компаниях (63% в отраслевой выручке), металлургах (51% в обработке и 39% в добыче), химических компаниях (34%), целлюлозно-бумажных предприятиях (26%), производителях кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов (20%), оценили в ЦМАКП. «Каким образом почти все крупнейшие водоканалы попали в этот список? Их что, все одновременно пустят на реконструкцию и модернизацию и кто за это заплатит? — недоумевает представитель крупной промышленной компании.— Так резко тарифы для населения же не поднимешь. У нас полно предприятий, которые сбрасывают больше загрязнений».
Напомним, в Минпромторге оценивают все капвложения, связанные с переходом на НДТ, в 8–9 трлн руб.— это около половины всех капинвестиций, сделанных в 2017 году. Эти деньги должны быть инвестированы в течение семи лет — с 2019 по 2025 год, на которые будут рассчитаны инвестпрограммы компаний и действующие технологические справочники. Теоретически реформа экологического нормирования должна обеспечить инвестиционный и технологический рывок, ускорив ежегодные темпы роста капвложений приблизительно на 6 процентных пунктов. По оценкам «Российских коммунальных систем» (РКС), переход на НДТ потребует увеличения финансовых инвестиций на предприятиях в среднем в 3–5,5 раза. Основной проблемой при этом в РКС называют недостаток финансовых инвестиций при лимите увеличения тарифа. В ассоциации «Русская сталь» “Ъ” заявили, что если исполнять закон дословно, то все сотни существующих источников на каждом предприятии должны быть оборудованы датчиками: «По оптимистичным подсчетам, на это потребуется более четырех лет и миллиарды рублей инвестиций». А в ЛУКОЙЛе и вовсе сослались на то, что «пока подзаконных актов нет, влияние на отрасль оценить трудно».
Отметим, что история со списком самых грязных компаний еще не завершена. Вчера заместитель главы комитета РСПП по экологии Юрий Максименко сообщил “Ъ”, что текущая версия документа не подписана главой Минприроды Сергеем Донским. Министр согласился доработать ее с учетом замечания компаний. В самом же Минприроды “Ъ” вчера сообщили, что получили проект перечня из Росприроднадзора и «сейчас еще раз проводится анализ соответствия всем критериям по каждому объекту. В ближайшее время документ будет направлен на регистрацию в Минюст». С замечаниями РСПП и экспертов там по-прежнему не согласны: «Администрирование осуществляется по юридическим лицам. Странно выдавать комплексные разрешения объектам. В списке — предприятия, которые формируют высокий объем выбросов и сбросов».