На пьянство водителей хотят повесить замок
Эффективны ли технические средства в борьбе с нарушением правил
Водителей, пойманных за рулем в пьяном состоянии, могут обязать устанавливать в свои машины алкозамки. Такой пункт содержится в новой долгосрочной стратегии по обеспечению безопасности движения, которую разрабатывает ГИБДД. Что такое алкозамок и надежное ли это наказание, выяснял Петр Пархоменко.
Так называемый алкозамок представляет собой гибрид двух устройств, хорошо знакомых каждому автолюбителю — алкотестера и противоугонного средства иммобилайзера. Перед каждой поездкой алкозамок придется разблокировать, буквально дунув в него. Если в выдохе водителя превышена допустимая норма паров алкоголя, автомобиль не заведется. Сейчас алкозамки производятся компаниями в США, Германии, Швеции и даже Армении, но не в России. Стоимость устройства — от 40 тыс. до 120 тыс. руб., еще в 5-10 тыс. обойдется установка.
Законопроекты, предполагающие массовое внедрение этих устройств, не раз вносились на рассмотрение Госдумы, но ни один из них законом не стал. А в 2010 году с алкозамками экспериментировали в Татарстане, а также Московской и Ивановской областях. Устройства там устанавливали на школьные автобусы, и эксперимент, как сообщалось, прошел удачно.
В прошлом году о намерении установить алкозамки в свои автомобили заявили несколько каршеринговых компаний, однако пока до дела не дошло. Проследить за тем, как водитель будет проходить тест, невозможно, пояснила совладелица каршеринга Belkacar Екатерина Макарова: «Алкозамок очень легко обмануть — есть трезвый человек, есть пьяный, они могут меняться местами, что очень часто происходит в каршерингах. Он не даст никакого эффекта, поэтому нет ни одного каршеринга с алкозамками, насколько мне известно».
Не выдержала критики и идея установки алкозамков на пассажирский транспорт. Апологеты указывали на то, что устройства позволят отказаться от медосмотра водителей перед выходом на линию, но на практике оказалось, что одного лишь теста на алкоголь мало, подчеркнул председатель межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» Ярослав Щербинин: «Основной причиной недопуска является не то, что водитель в алкогольном или наркотическом опьянении, а то, что у него, к примеру, повышенное давление или завышенная частота пульса — это может быть предынсультное состояние. А алкоголь — это такой форс-мажор».
Установка алкозамков на автомобили пойманных нетрезвыми водителей тоже не так проста, как кажется. Современные машины напичканы электроникой, и добиться разрешения производителя вмешиваться в ее работу будет крайне сложно, а без такого разрешения установка алкозамка чревата потерей гарантии и непредсказуемыми сбоями всех электронных систем автомобиля, подчеркнул вице-президент автомобильной сервисной ассоциации Александр Казаченко: «Честно, это очень сложно. На все новые автомобили эту штуку установить практически невозможно, потому что если лезть туда без разрешения производителя, могут быть проблемы. Без дополнительного соглашения с производителем или импортером это действительно тяжело. Любое подключение к автомобилю, который был выпущен после 2012 года — это потеря гарантии».
Тем не менее, в ряде развитых стран алкозамки используются уже несколько лет. С 2013 года в США эти устройства по решению суда устанавливают в свои автомобили водители, ранее пойманные пьяными за рулем. В Европе алкозамки нашли свое применение в Германии, а также в Швеции — именно эта скандинавская страна стала пионером в использовании устройств. Там их устанавливают не только в автомобили нарушителей, но и в такси и коммерческие грузовики Volvo.
Согласно проекту новой стратегии безопасности ГИБДД, оказавшемуся в распоряжении «Коммерсантъ FM», начать устанавливать алкозамки предполагается не раньше четвертого квартала 2019 года.