Продукты встают в очередь за знаком качества
К чему приведет введение маркировки товаров
Вслед за шубами и лекарствами маркировать начнут пальто, духи и даже макароны — в Минпромторге составили список товаров, которые должны будут иметь специальные знаки качества. Большое место в перечне отведено продуктам питания. Среди прочего в нем — мясо, рыба, консервы, пиво, соки, чай, кофе и многое другое.
Маркировка позволит «обелить» российский рынок, пояснил гендиректор аналитического агентства Infoline Иван Федяков. Кроме того, эта мера косвенно поддержит отечественного производителя, вплоть до того, что часть импорта исчезнет с российских прилавков, добавляет эксперт: «Это, в первую очередь, вызвано борьбой с контрафактом, который будет сложно маркировать. Мы видим, как достаточно успешно система ЕГАИС вытесняет с рынка алкогольной продукции поддельные напитки.
Кроме того, это означает некоторую косвенную поддержку отечественных производителей, потому что сейчас российский потребительский рынок открыт, абсолютно либерален, и продукция свободно ввозится в страну, при этом не облагаясь никакими налогами.
В результате этого она где-то может конкурировать с отечественной продукцией и вытеснять ее с рынка в силу большей доступности. В случае введения различных национальных систем, регулирующих оборот тех или иных товаров, импортной продукции уже под эту систему регулирования будет подстроиться несколько сложнее».
Обязательной маркировке в России сейчас подлежат меховые изделия. Также запущен пилотный проект по маркировке лекарств и табачных изделий. С 1 июня планируется начать такой же эксперимент с обувью.
Распространение этой практики на продовольственные товары приведет к серьезному увеличению розничных цен, уверен исполнительный директор содружества «РусБренд» Алексей Поповичев.
«Введение такой системы, особенно если она будет отслеживать продукт на всем пути от производства до прилавка, конечно, приведет к серьезным издержкам и потребует существенного переоснащения производства, складских помещений, обеспечением их необходимым программным продуктом, дополнительными компьютерными мощностями. Стоит учитывать, что и генерация кода будет платной.
Конечно, расходы будут значительными. Кроме того, в этом случае нас ждет проблема роста брака, потому что код предполагает, что он будет знаком строгой отчетности.
Товар без кода не сможет находиться в обороте. Соответственно, увеличится выбраковка продукции, связанная с его нечитаемостью», — пояснил эксперт .
Количество подделок на рынке продуктов питания значительно ниже, чем на рынке меховых изделий или лекарств, отметил председатель правления Ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов. Поэтому повсеместная маркировка не целесообразна, считает эксперт.
«Цели реализации таких подходов в части, например, маркировки меховых изделий выглядели абсолютно понятными и логичными, так как они обеспечивали отслеживаемость товара, четкое понимание, как и откуда он попадает в страну. В итоге такие меры позволили "обелить" рынок. Результаты в этой части сильно радуют, государства даже не ожидало, что у нас столько игроков, и поступления в бюджет увеличились. В лекарственных препаратах тоже потенциально такая проблема есть, — заметил Андрей Карпов. — Однако реализация таких мер при производстве продуктов питания достаточно сомнительна, потому что, например, я не встречался с подделками на этом рынке. Мы, как правило, больше задаем вопрос, какие ингредиенты используются, и, в общем-то, производители-то особо ничего не скрывают»
Единая система маркировки товаров может заработать уже через шесть лет.