Перелет на кончиках пальцев
Генеральный директор JetSmarter Сергей Петроссов — о заказе частных самолетов со смартфона
Шесть лет назад предпринимателю Сергею Петроссову пришла идея сделать перелеты на частных самолетах доступнее и удобнее: так появилось приложение JetSmarter, в которое вложились рэпер Jay Z и арабские шейхи, а затем фонд Clearlake Capital и корпорация Leucadia National.
Формально компания уроженца Москвы и жителя Флориды Сергея Петроссова JetSmarter — это сервис по заказу частных самолетов. Однако сервис инновационный и не вполне обычный: частный борт можно заказать через приложение для смартфона (что в 2012 году выглядело крайне революционно), и к тому же это обойдется гораздо дешевле традиционного фрахта. Бизнес строится на совместном использовании членами клуба JetSmarter джетов, которые нередко летают пустыми. В 2016 году инвесторами компании стали королевская семья Саудовской Аравии и американский рэпер Jay Z, которые суммарно вложили в проект $105 млн.
В 2016 году инвесторами компании стали королевская семья Саудовской Аравии и американский рэпер Jay Z, которые суммарно вложили в проект $105 млн.
Но еще до раунда инвестиций сервис JetSmarter, оцененный суммарно в $1,5 млрд, стал пользоваться популярностью у звезд. Большую роль в этом сыграла актриса и модель Ким Кардашьян, активно нахваливавшая компанию, и бывший глава Министерства внутренней безопасности США Том Ридж, вошедший в ее совет директоров. Петроссов не особенно любит, когда его сервис сравнивают с летающим Uber, но соглашается, что летать на его самолетах лучше не одному, а с компанией. К примеру, члены клуба могут забронировать путешествие из Лондона в Париж или из Сан-Франциско в Лос-Анджелес на частном самолете по цене бизнес-класса. Сергей Петроссов рассказал «Коммерсантъ Стиль» о концепции, клиентах и перспективах сервиса.
— Как вы вообще придумали этот бизнес?
— В мире есть рынок частных самолетов для так называемых чартерных перевозок. Только в США он оценивается в $15 млрд в год. Каждый такой самолет летает, как правило, по 200 часов ежегодно, однако треть времени — без пассажиров. Таких самолетов в мире около 18 тыс. Получаются миллионы «пустых» часов. Традиционный рынок чартеров не в состоянии обеспечить его загрузку. Мы получаем самолет на определенное количество дней в году, когда он свободен. Наш клиент может забронировать весь самолет или отдельное место. В приложении JetSmarter мы объединили больше 3 тыс. машин. В общем это стало революцией для владельцев самолетов и частных клиентов.
— Кто ваши клиенты?
— Мы ориентируемся на два типа. Первые уже летают частными самолетами и видят, насколько ниже у нас цены. Это примерно 150–200 тыс. человек, заплативших, скажем, $150 тыс. за 20 часов полета в прошлом году. Мы за те же деньги сможем предложить им 75 часов перелетов.
Второй тип клиентов обычно летает первым или бизнес-классом и не понимает, зачем тратить $150 тыс. на 20 часов полета, даже если ты миллионер. Мы показываем, как снизили стоимость частных полетов в семь-десять раз. Да, обычные перелеты все равно обойдутся дешевле, но JetSmarter куда удобнее и приятнее. Такие рейсы экономят часы до и после полета, а время — это деньги. К тому же на совместных рейсах клиенты встречаются с незаурядными людьми, а полезные знакомства так же ценны, как и путешествие. Ведь на многих рейсах совершаются бизнес-сделки. Сложнее всего при этом донести до клиентов, что разделить перелет с другими во всех отношениях выгодно.
— А действительно, зачем делиться, это же частный борт…
— Именно поэтому в нашем маркетинге очень важен принцип сарафанного радио. Очень сложно заставить людей попробовать новый сервис. Многие из них говорят: «Вы предлагаете мне потратить столько денег на то, чего я даже не понимаю? И вы еще хотите, чтобы я летал с другими?» Но при этом люди доверяют своим друзьям. А если те говорят, что JetSmarter лучше всех, то фактор доверия растет. Мы уделяем много времени, объясняя членам клуба, как важно советовать нас друзьям. Компаниям, работающим в люкс-сегменте, сложнее всего наращивать спрос. Однако, судя по всему, наш индивидуальный подход работает. Наш средний клиент открывает приложение JetSmarter 12 раз в день.
— Сколько стоят ваши услуги?
— Раньше мы были актуальны для долей процента потребителей, теперь это полноценный 1%. Вступление в клуб сейчас стоит $7950. И мы стремимся сделать частные перелеты более демократичными, развивая, в частности, рынок одномоторных самолетов. Они могут летать на расстояние 250–300 миль, скажем, из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско. В идеале мы хотели бы снизить стоимость на таких рейсах до $1 за милю на человека. Другими словами, $250 за билет из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско. Можно сказать, это будет нашим UberX.
Сегодня клиенты JetSmarter уже летают частными самолетами по цене бизнес-класса. Но мы даем им намного больше банальной финансовой выгоды. Они экономят уйму времени не только на заказе перелетов, но и, скажем, при бронировании отелей или поиске личного водителя — такие вопросы решает наша круглосуточная консьерж-служба. Клубная карта JetSmarter открывает доступ к специальным условиям сервиса в лучших отелях, яхт-клубах и спа-центрах по всему миру. Мы регулярно собираем своих клиентов на клубные вечеринки самого разного формата — от благотворительных аукционов до соревнований по гольфу. Каждый, кто однажды вступил в наш клуб, подтвердит, что JetSmarter — это не сервис, а стиль жизни.